Rieker
Стильное и экономичное освещение: профессиональные секреты и практические советы от светодизайнеров
17.12.2018 1221

Стильное и экономичное освещение: профессиональные секреты и практические советы от светодизайнеров

Сегодня, о чем бы мы ни говорили, на первое место выходит эффективность. В вопросах, связанных с разработкой и реализацией концепции освещения магазина, эффективность особенно важна: здесь и экономичность световых решений и оборудования, и эффектность светильников и оформления торгового зала, витрин, и эффект, который они оказывают на прохожих и посетителей. Специалисты считают, что 60% коммерческого успеха обеспечивает именно правильное освещение торгового зала и витрин. Какие тенденции сегодня в мире света, какие световые решения предлагаются для fashion-ретейла дизайнерами и производителями осветительной техники, что вкладывают в понятие «эффективность освещения» профессионалы – обо всем этом рассказывает эксперт SR в области освещения Михаил Гусманов. Из этой статьи вы узнаете о том, как оборудовать свой магазин стильно и при этом экономично, а также получите практические рекомендации о том, как НЕ НАДО освещать свой магазин и его витрины.

Михаил Гусманов Михаил Гусманов - основатель и генеральный директор компании NLT (New Light Technology), эксперт в области светодиодного освещения для сферы retail.

Основная тенденция в сфере освещения сегодня - это переход от классических источников света, металлогалогенных прожекторов к светодиодным и, соответственно, от линейных светильников на люминесцентных лампах трубках - к светодиодным светильникам.

Светодиодные светильники стали недорогими, эффективными, более компактными. Они меньше нагреваются, имеют больший ресурс работы, меньше выделяют тепла и ультрафиолета.

Благодаря этому, обувь и кожгалантерея меньше страдают от ультрафиолета и инфракрасного излучения, которое излучают галогеновые источники света. Именно поэтому премиальные магазины стараются использовать сегодня светодиодные светильники.

Тенденции в розничном освещении:

  • переход не просто на светодиодное освещение, а на качественный свет, оптимизированный и подобранный под конкретный тип магазина;

  • использование теплого света (3000К) с высоким индексом цветопередачи (CRI 95+);

  • использование высокомобильных трековых систем, позволяющих быстро перенастраивать освещение, в зависимости от расстановки мебели и требований специалистов по визуальному мерчандайзингу;

  • переход на базовую гарантию 5 лет (сейчас - 2-3 года).

Эффективно и эффектно – разные понятия

Под эффективностью светодиодов подразумевается, сколько люменов (количество) света, мы можем получить с одного ватта при энергопотреблении, а эффективность света рассматривается как показатель, при котором определенный тип светильников используется правильно.

Приведем пример неэффективности: в торговом центре с высокими потолками установлены светильники типа Downlight, но с матовым покрытием, при этом угол излучаемого ими светового потока - порядка 120-160°. Даже если светильник будет мощный, светового потока с высоты 4-5 метров до пола дойдет крайне мало, и функционал данного светильника будет реализован неэффективно.

Еще один пример неэффективности: на полке магазина вместо одного 35-ти ваттного светильника устанавливаем четыре 5-ваттных, соответственно, в совокупности данное решение будет и дороже, и менее эффективно, чем при использовании одного мощного светильника.

То же и с использованием светодиодной ленты для подсветки обуви на полке в магазине. Если мы попытаемся сэкономить и возьмем ленту меньше 10-ти ватт, то кроме декоративной функции ничего не получим, товар будет находиться в темноте и функционал данного светового прибора будет использоваться крайне неэффективно.


Как оборудовать свой магазин стильно и экономично?

Для того чтобы сделать освещение стильным, прежде всего, необходимо понимать, к какой концепции относится тот или иной магазин, в каком сегменте работает.

Для магазинов сегмента масс-маркет это будет недорогой свет с общим световым потоком на полках порядка 600-700 люкс, при этом световые температуры будут смещены в сторону нейтрального либо холодного спектра. В магазине с общим освещением и обилием торгового оборудования, на котором представлено много товара, где в торговом зале установлены баннеры и щиты с надписями «Скидки», «Распродажа», «Купи две пары по цене одной», свет будет использоваться в большей степени для освещения рекламных материалов.

Если речь идет о магазине люксового или премиального сегмента (одежда, обувь, дорогие сумки), то стиль и характер освещения смещаются к акцентному, с теплой температурой, подчеркивающей детали каждого конкретного товара (например, подсвечивается сумка, установленная на подиуме), и таким образом, все внимание клиента будет привлекаться к одному конкретному товару.

Ориентируясь на эти данные, проектируется освещение и закладывается то или иное оборудование. Исходя из расстановки торгового оборудования, оптимизируется бюджет, выбирается высота установки оборудования, угол освещенности, мощности, типы световых приборов.

Кто такие светодизайнеры?

Проектированием освещения занимаются светодизайнеры, или светотехники, как еще их называют. Это специалисты, которые хорошо понимают, как организовано пространство в магазине, какие зоны необходимо освещать и каким светом. Они умеют грамотно подобрать оборудование, используют специальные программы, могут рассчитать класс, мощность и угол светового оборудования.

В большинстве случаев сотрудники, которые работают в магазинах - это специалисты смежных областей: мерчандайзеры, дизайнеры, они, как правило, не обладают достаточными знаниями современного светового оборудования, и, соответственно, не могут эффективно спроектировать свет в магазине. Профессиональные светодизайнеры, занимающиеся разработкой световых решений, выполняют полный спектр работ - от проектирования и поставки до установки, настройки и гарантийного обслуживания.

Однако, желая сэкономить, нередко магазины самостоятельно покупают и устанавливают современные, классные светильники, но никто их не настраивает, не направляет на товар. В итоге, получается так, что вроде бы светильников купили много, дорогих и хороших, а необходимого уровня освещенности и качества света в магазине не наблюдается. Между тем, специалисту достаточно потратить всего 10-15 минут на то, чтобы направить свет в нужном направлении, и визуальный уровень освещенности в магазине становится таким, каким он был изначально спроектирован.

К сожалению многие ретейлеры, опять же с целью экономии, обращаются в интернет-магазины, которые торгуют недорогим светом и не могут профессионально подобрать освещение. Но с помощью непрофессионально подобранного света нельзя решить коммерческие задачи и сделать качественным освещение в магазине.

Практические рекомендации о том, как НЕ НАДО освещать свой магазин и его витрины, и как НАДО:

В современном визуальном мерчандайзинге правильный свет – это 60% коммерческого успеха магазина. Но важно знать, что основа правильного света – не только высокая освещенность товара, но и подобранная цветовая температура, зонирование, равномерность засветки и другие тонкости.

Прежде всего, стоит отказаться от шаблонов и при проектировании освещения учитывать индивидуальную специфику вашего магазина. В больших павильонах важен общий свет с небольшой разницей между интерьерным и акцентным освещением. Что же касается премиального сегмента и узкоспециализированных магазинов, то здесь уровень общего освещения часто снижается до 300-400 люкс (лк), а наиболее важные товарные группы выделяются локально с высоким уровнем освещенности от 1500 лк.

Подобные приемы акцентируют внимание клиентов на новых коллекциях или специальных предложениях. Хорошо продуманное освещение может решать не только задачи по конкретным товарным группам, но и более глобальные вопросы. К примеру, зональное ранжирование света помогает выстроить маршрут покупателя в магазине согласно мерчандайзинговому проекту. Здесь можно поработать не только с яркостью света, но и с его спектральным составом.

Ошибки в освещении магазинов

Трековый свет

Ошибки:

1. На большой высоте ставят светильники с широким углом освещения.

2. На шинопровод ставят много светильников небольшой мощности, пытаясь добиться высокой освещенности.

3. Шинопровод монтируют далеко от края полки (он должен быть не дальше 1,2 м), светильники не обеспечивают высокой освещенности с большого расстояния до товара.

4. Используют светильники с низкой эффективностью, но увеличенным током, что позволяет разгонять светильники до высокого светового потока, но это приводит к тому, что светильники быстро выходят из строя, деградируют световой поток (снижение до 70% от первоначального) и цветовая температура (смещение в фиолетовый, синий и зеленый оттенки).

5. Используются корпуса от старых МГЛ-светильников, весьма громоздкие, они не оптимизированы под эффективный отвод тепла от кристалла.

6. Потолок белый, но используют черный шинопровод и черные светильники, и наоборот: потолок черный, но светлый корпус у светильников и светлый шинопровод.

7. Неправильное размещение шинопровода в витринах (неправильное освещение манекенов), около зеркал (ослепление покупателя), в примерочных зонах (недостаточная освещенность), во входных группах (не соблюдается зонирование).

Общий заливающий свет

Ошибки:

1. Неправильно подобранная цветовая температура (зависит от сегмента магазина).

2. Неправильно подобранные мощность и световой поток при использовании высоких (нестандартных) потолков – в результате, в магазине наблюдается недостаточная освещенность.

3. Неправильное использование светорассеивающих материалов - потери светового потока при этом могут достигать 50%.

4. Неправильные углы освещения: слишком узкие дают пятна, слишком широкие - недостаточную освещенность или неравномерность засветки.

5. Неправильное расположение светильников в торговом зале.

Освещение полок

Ошибки:

Как правило, используются линейные светильники, со встроенными светодиодными линейками (лентой).

1. Используются светодиоды с низким индексом цветопередачи (CRI 60-65). Практика показывает, что 80% ленты, которую можно купить на российском рынке, имеют такие низкие показатели. Товар на полке имеет один цвет, а когда его берут в руки и товар попадает в зону освещения общим или акцентным светом, с хорошим показателем, мы получаем совсем другой оттенок.

2. Светорассеивающий экран вносит искажения в индекс цветопередачи (тот же эффект, что и выше).

3. Мощная лента используется без алюминиевого канала, который эффективно отводит тепло, в результате лента быстро деградирует и выходит из строя.

4. Используется некачественная лента, которая деградирует и уходит в фиолетовый или синий цветовой диапазон («синие магазины»).

5. Светодиодная лента недорогая и поэтому имеет низкий световой поток, недостаточный для освещения товара на полках.


Эта статья была опубликована в номере 143 печатной версии журнала.

Сегодня, о чем бы мы ни говорили, на первое место выходит эффективность. В вопросах, связанных с разработкой и реализацией концепции освещения магазина, эффективность особенно важна: здесь и…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Midinblu

Материалы по теме

Коммерческий пазл для сборки. Как создать эффективный и продающий магазин обуви

Как совместить базовую функциональность продающего магазина с индивидуальностью в его оформлении? Нужно ли быть визуально «не как все», чтобы «засиять» на рынке? И как при этой уникальности «вписаться» в бюджет, создать удобный для покупателей и …
05.02.2019 1668

Визуальное воздействие. Как визуальные образы влияют на рост продаж в магазине

Сегодня конкуренция в обувном сегменте fashion-ретейла постоянно растет, порой, приобретая агрессивные формы. Ваши конкуренты не дремлют, да и вы сами стараетесь все время быть начеку. Ситуацию усугубляет тот факт, что в условиях постоянно растущей…
06.03.2019 980

Праздничный наряд для обувного ретейла. Тренды в оформлении витрин зимой 2018-2019

Совсем скоро наступит 15 ноября, а это значит, что витрины всех магазинов совершенно преобразятся и будут создавать новогоднее настроение, праздничную атмосферу волшебства и ожидания сказки. К зимним праздникам – Новому году и Рождеству - ретейл…
04.12.2018 1812

Эмоциональный шопинг. Как оформить витрины к празднику?

Под Новый год все - от мала до велика - ждут сказки, поэтому для покупателей fashion-товаров любого сегмента это время, когда создается ощущение сказочного новогоднего чуда. В новогодне-рождественский период в магазине, прежде всего, должны быть…
27.11.2018 1388

Три интерьера обувной розницы, которые идеально отражают концепцию бренда

1.Магазин–приключение Adco в немецком городе Фрайбург представляет обувь для туризма и активного отдыха. 2.Магазин испанского обувного бренда Camper в Лионе отличается оригинальным лаконичным дизайном, в котором ключевую роль играет цвет, и это…
06.12.2017 4305

Популярное

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу