Чем рискует франчайзи Фото: iStock
25.10.2013 9490

Чем рискует франчайзи

Думаете, что под крылышком у франчайзора все просто и надежно? А вот и нет, — уверен Владимир Фокин, адвокат со стажем и управляющий партнер фирмы «Фокин и партнеры». Владимир рекомендует франчайзи не расслабляться, ведь даже в уже отлаженном бизнесе младший партнер на каждом шагу рискует потерять все и даже больше. На какие риски идет франчайзи, подписывая договор коммерческой концессии?
Fokin Vladimir.jpg Владимир Фокин, основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Фокин и Партнеры». Адвокат с более чем 15-летним стажем. Кандидат юридических наук. Эксперт по налоговому планированию, юридической безопасности бизнеса и другим правовым аспектам предпринимательства.


Коммерческий риск

Коммерческий риск возникает с того момента, когда франчайзи подписывает договор коммерческой концессии и начинает развивать торговую точку. Суть в том, что даже при наличии подписанных бумаг младший партнер на застрахован от расторжения договора по инициативе франчайзора и потери бизнеса. Бывали случаи, когда выдавшая франшизу компания, убедившись, что бизнес франчайзи идет очень хорошо, под благовидным предлогом разрывала контракт и выходила в данный город самостоятельно. Для того чтобы минимизировать этот коммерческий риск, во-первых, уделите особенно пристальное внимание условиям договора и в особенности правам на аренду помещения данной торговой точки. Шансы потерять бизнес повышаются в разы, если аренда помещения краткосрочная и не превышает 11 месяцев. Лучше всего заключать договор аренды на долгий срок, или, конечно, быть собственником помещения.

Во-вторых, стремитесь приобретать исключительные права на франшизу, поскольку это предотвращает появление конкурентных магазинов в вашем городе, которые зачастую открываются самим франчайзором. В-третьих, убедитесь в наличии легкого выхода из бизнеса. Подписаться на франшизу не сложно, но уверены ли вы, что выйти из нее будет также просто? До заключения договора обратите внимание на условия расторжения договора, потому что некоторые франчайзоры работают по принципу «бесплатный вход — платный выход», предоставляя младшему партнеру на этапе запуска все от стеллажей до рекламы, и требуя существенные компенсации в случае аннулирования контракта по инициативе франчайзи.

Договорной риск

Этот вид риска особенно актуален для тех, кто приобретает франшизу, основанную на готовой технологии бизнеса. В случае нарушения технологии договор коммерческой концессии разрывается, и все деньги, время и силы франчайзи оказываются потраченными впустую. Полностью избавиться от этого риска невозможно, но его можно свести к минимуму. Внимательно изучите условия франшизы и выпишите все, что нельзя делать ни в коем случае. Проинструктируйте персонал и натренируйте сотрудников так, чтобы им и в голову не приходило заниматься самодеятельностью. Закрепите все запреты в уставе, должностных инструкциях, трудовых договорах и остальных внутренних документах. Это нужно для предотвращения нарушений по договору коммерческой концессии и для того, чтобы иметь возможность наказать виновных работников в рамках правового поля,.

Второй подвид договорного риска заключается в том, что франчайзи может нарушить и другие условия партнерских отношений, которые, однако, не прописаны в договоре коммерческой концессии. Многие ограничения договорных отношений и их последствия зафиксированы в Гражданском кодексе и «размазаны» по нему и судебной практике отрывками, поэтому учесть все моменты занятому бизнесмену просто невозможно. Лучше обратиться к юристу, способному рассказать обо всех подводных камнях отношений франчайзи и франчайзора.

Чтобы предотвратить возможность безосновательных обвинений со стороны франчайзора, собирайте все позитивные доказательства своего добросовестного следования технологии — документы, запросы на информацию и отчеты. Большинство коммерческих фирм ленятся делать это и в итоге «попадают» на штрафы и даже потерю бизнеса. Также убедите франчайзора прописать в договоре концессии пункт о том, каким образом вы будете общаться со своим старшим партнером, и укажите в нем конкретные адреса, телефоны и адреса электронной почты. В случае конфликта это вас выручит.

Корпоративный риск

Речь идет о риске, который берет на себя франчайзи, организуя компанию и нанимая сотрудников. Этот риск может быть разделен на два подвида, каждый из которых требует принятия мер.

Прежде всего, подумайте об угрозах, связанных с формой бизнеса. Если вы приобретаете франшизу как индивидуальный предприниматель, позаботьтесь о брачном контракте, иначе в самом печальном случае вы потеряете не только корпоративное, но и собственное имущество, оставив семью без средств к существованию. Если франшиза приобретается фирмой типа ООО или ЗАО, убедитесь что решение правления, совета директоров, акционеров по приобретению франшизы является положительным и правильно оформлено. Это нужно для того, чтобы исключать так называемые косвенные иски со стороны акционеров, в результате которых они могут оспорить сделку «в интересах компании».

Наконец, не забудьте об угрозе бизнесу со стороны сотрудников, которой вы его подвергаете, доверяя персоналу технологию франшизы и иную коммерческую тайну. Избавиться от этого риска тоже не получится, разве что вы умеете работать в полном одиночестве. Чтобы минимизировать этот риск, пропишите все требования франшизы во всех возможных документах компании начиная от устава и заканчивая положением о работе с покупателями. В этом случае вы получаете силу трудового договора и сумеете привлечь к ответственности провинившегося сотрудника, что было бы в разы сложнее, если бы в вашем распоряжении был лишь Трудовой кодекс. Понятно, что после драки кулаками махать не особо эффективно, поэтому если вы хотите пресечь нарушения на корню, тщательно контролируйте все происходящее в вашем магазине и с помощью программистов попробуйте «зашить» верную последовательность действий в компьютерные программы управления торговлей. Не брезгуйте принципом «need-to-know» при организации доступа сотрудников к коммерческой информации компании, каждый должен знать только то, что ему положено и никто, кроме вас не должен видеть «картинку» вцелом.

франчайзи.jpg

Интеллектуально-правовой риск

Перед заключением договора коммерческой концессии не помешало бы проверить товарный знак и торговую марку франчайзора на уникальность и отсутствие споров, причем не только в России, но и в других странах. Сделать это можно в государственном реестре Роспатента, в котором регистрируются интеллектуальные права компании — по франшизе в том числе — и элементы торговой идентичности. «Чистыми» с правовой точки зрения должны быть также все материалы, которые предоставляет франчайзор — рекламные тексты, музыка для фонового звучания, иллюстрации. Попросите франчайзора зафиксировать наличие прав на интеллектуальную собственность в договоре и закрепить следующие гарантии: франчайзор гарантирует, что все объекты интеллектуальной собственности или авторского права созданы без нарушения прав третьих лиц; все права, которые передаются франчайзи, действительно принадлежат франчайзору; если к франчайзи будут предъявлены иски по интеллектуальной собственности, франчайзор обязуется возместить все убытки франчайзи.


Идти ли на риск?

Возникает закономерный вопрос: что делать, если в ходе изучения договора, франчайзи выявил совершенно очевидные риски? В ряде случаев ему ничего не остается, как признать эти риски и согласиться на них, но в некоторых ситуациях (как, например, с сомнительными правами на интеллектуальную собственность), можно поступить иначе. Во-первых, можно убедить франчайзора изменить условия договора, что будет ему выгоднее, чем терять партнера. Во-вторых, можно сделать вид, что эти риски вам неизвестны, и после подписания договора указать на них, попросив снизить лицензионные платежи. Помните, что у вас, как франчайзи, есть право разорвать договор концессии и получить компенсацию, если старший партнер не сообщил вам обо всех условиях франшизы. Правда, этот манипулятивный рычаг больше подходит для тех, кто даже во франчайзинговом бизнесе руководствуется принципом «доверяй, но проверяй». Но стоит ли начинать деловые отношения с такого хитрого хода? Юридическая фирма «Фокин и Партнеры» существует в России с 2003 года и оказывает услуги в области корпоративного, налогового права, сделок с недвижимостью и интеллектуальной собственности.

www.fokinlaw.ru

Дополнительные материалы по теме:

Книга «Франчайзинг от А до Я», написанная Владимиром Фокиным в соавторстве с известными бизнесменами. Издательство Феникс, 2013

Чем можно заменить франшизу? Ответ на этот вопрос Владимир Фокин дает в своем авторском видео на фоне венецианских пейзажей: http://link.ac/2hRD6

Думаете, что под крылышком у франчайзора все просто и надежно? А вот и нет, — уверен Владимир Фокин, адвокат со стажем и управляющий партнер фирмы «Фокин и партнеры». Владимир рекомендует франчайзи…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как поднять продажи обуви в розничном магазине на 25% за счет эффективного управления

Практически в каждой розничной компании есть эффективные и неэффективные продавцы, то есть те, кто всегда выполняет и перевыполняет план продаж и те, кто из месяца в месяц не дотягивает до ста процентов. А в итоге, проседает план продаж всего…
15.10.2024 1345

Сложности в подборе персонала, и как с ними бороться

Многие руководители полагают, что, обеспечив достойную зарплату и хорошие условия работы, потенциальные сотрудники сами придут на работу, и каждый из них станет отличным продавцом. К сожалению, это не так: соискатели приходят неохотно, и в…
23.07.2024 3249

MUNZ Group: Пять популярных ошибок при поиске линейного персонала

Ошибки при подборе персонала дорого обходятся компаниям. Затраты времени на поиск, вложение финансов в организацию рекрутмента и недостаток продавцов в магазине повышают ценность каждого правильно подобранного сотрудника и увеличивают стоимость…
27.06.2024 4631

Как отстроиться от конкурентов и зарабатывать больше?

Онлайн-продажи обуви составляют с каждым годом все более серьезную конкуренцию офлайн-магазинам, однако все еще не могут рассчитывать даже на 20-30% доли продаж на российском рынке. За редким исключением стоимость обуви на маркетплейсах ниже,…
18.06.2024 5289

Какие предметы декора можно использовать в качестве торгового оборудования для эффектного представления обуви и сумок

Все чаще, заходя в модный магазин одежды или обуви, мы видим, что для презентации товара используются необычные для торгового пространства предметы – книги, картины, вазы, зеркала… В предыдущих номерах с постоянным экспертом SR в области визуального…
04.06.2024 5245
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу