Rieker
Как продавцу не «сгореть» на работе в период новогодних продаж?
17.12.2019 4404

Как продавцу не «сгореть» на работе в период новогодних продаж?

Конец года – самый тяжелый сезон в торговле. Как сделать так, чтобы ваши сотрудники подошли к нему в оптимальной форме? Своими мыслями и рекомендациями с читателями делится эксперт SR по работе с персоналом, бизнес-тренер Дарья Артюхова.

Дарья Артюхова Дарья Артюхова - начала свою карьеру в сфере рекламы и маркетинга в 2006 году, с 2007 года перешла в HR. За время работы успела получить опыт в сфере рекрутмента, C&B, управления, создание HR-бренда, T&D. Запустила несколько успешных start-up проектов. Стояла у истоков создания франчайзинговой сети KEDDO в России. Опыт руководящей деятельности более 6 лет. Сертифицированный бизнес-тренер, бизнес-консультант, спикер, ведущая вебинаров, автор статей и обучающих материалов. Образование: MBA-Professional City Business School, магистратура Российского государственного социального университета, Московский городской юридический институт.

С ноября в России официально стартуют продажи новогодней символики, магазины украшаются елками и в воздухе начинает витать дух сказочного праздника. Чем ближе 31 декабря, тем больше праздничная суета. И, казалось бы, работа совсем отходит на задний план, ведь еще куплены не все подарки, и не понятно, в каком платье встречать Новый год, какой салат готовить для праздничного стола. В это время года жить бы да радоваться. Но по факту конец года – это самый тяжелый период в работе розницы: надо сдавать балансы, отчеты, проводить распродажи и сбывать «залежавшийся» товар, чтобы освободить полки под новые коллекции.

Как не сойти с дистанции во всей этой суматохе и оставить силы на отдых? Давайте разбираться.

Не стройте иллюзий

С Новым годом связано очень много иллюзий и завышенных ожиданий: вот, с 1 января точно начну бегать, сяду на диету, начну уделять детям больше внимания или заведу собаку и так далее, и так далее…

Люди откладывают «на потом» начало новой, лучшей жизни. И зачем-то притягивают к этому какое-то конкретное событие. Не обязательно Новый год. Это может быть понедельник, 1-е число следующего месяца или день рождения морского флота. Мол, вот наступит этот день, и тогда я уж точно изменюсь. Но наступает заветный день и … ничего не происходит. Потому что изменения не происходят по мановению волшебной палочки. К ним нужно идти. Иногда долго и упорно. Возможно, даже в течение всего ода.

Как это связано с работой? Все просто. В работе мы тоже привыкли подсознательно подгонять под привычные рамки «нового» периода свою деятельность. С одной стороны, многие вещи от нас требуются законодательно: если вовремя не сдать балансы или не закрыть документы за этот год, возникнут трудности в следующем. С другой стороны, оттого, что завтра 1 января, ваши коллеги не изменятся, проблемы сами не решатся, а конкуренты не превратятся в тыкву. Поэтому к окончанию рабочего года нужно подходить с умом, как к любому делу. Помните, что это просто очередной отчетный период и закрытие дед-лайнов. За ними обязательно последуют другие цели и другие сроки сдачи проектов. Про то, что год заканчивается, необходимо помнить еще в январе, и правильно планировать свои силы и дела. Если 9 января, после длительных новогодних каникул вы накидаете примерный план развития и действий на каждый месяц до декабря, то шанс в следующем декабре дойти до цели в бодром состоянии будет гораздо выше.

Безусловно, спланировать и спрогнозировать все невозможно. Но при грамотном подходе вы сможете оперативно решать нештатные ситуации. Когда будете накидывать план на год, не забудьте про возможные форс-мажоры и пропишите пути решения нестандартных задач. Если сейчас у вас все хорошо и спокойно, подобная тактика может показаться странной. Но всегда держите в голове поговорку - «Готовьте сани летом».

Диаграмма Ганта поможет составить план и понять, сколько времени и ресурсов уйдет на реализацию того или иного проекта. Если у вас будут не призрачные иллюзии, а четкий план, это поможет вам сберечь силы до конца года. Потому что наибольшее количество нервов и сил отнимают как раз ситуации, под которые приходится перестраиваться в моменте. Начните с себя и порекомендуйте составить такой план коллегам и подчиненным.

А в рознице без плана вообще никуда. План продаж составляется на год, на месяц и на каждый день, и он ежедневно должен подвергаться анализу и корректировке при необходимости. Нельзя допускать, чтобы сотрудники откладывали выполнение плана на конец месяца. Лучше перевыполнить план, чем не выполнить его. Отлично помогают ежедневные пятиминутки с обсуждением результатов прошлого дня и планов на текущий рабочий день. Над выполнением плана работают не только продавцы, но и офис. Если падает потребительский поток - самое время устроить акцию.

И главное - не попадайтесь в ловушку «с завтрашнего дня точно станет лучше». Станет лучше обязательно, если идти к своей цели небольшими шагами.

В здоровом теле - здоровый дух

Декабрь – период не только горящих сроков и большой суеты, это время застолий и корпоративов. Некоторые сотрудники слишком увлекаются этим процессом, поэтому, чтобы оставаться в форме, лучше отказаться от шумных вечеринок и алкоголя.

С другой стороны, корпоративы сплачивают коллектив и помогают снять напряжение. Действительно, праздничные мероприятия отлично работают в качестве тимбилдинга, и никто не говорит, что нужно лишать себя и коллег праздника. Наоборот, устройте настоящий праздник: создайте атмосферу волшебства, как в детстве. А в детстве волшебство приходило к нам без алкоголя.

Устройте тимбилдинг на природе. Например, можно совместить ЗОЖ и Новый год. Сейчас тема ЗОЖа очень популярна, в том числе и в фешн-индустрии. Можно устроить забег на лыжах и наградить победителя путевкой в теплую страну, а остальным подарить поощрительные призы. Положительных эмоций будет очень много, а затрат уйдет гораздо меньше в сравнении с вечеринкой в ресторане. Сотрудникам розницы подобные спортивные мероприятия помогают избавиться от рутины и взбодриться.

Накануне Нового года и Рождества мы устраиваем конкурсы на самый красиво украшенный кабинет. Магазины тоже участвуют, только они украшают подсобное помещение, так как торговый зал должен быть оформлен в едином формате и фантазии разгуляться негде. Каждый год победители всем отделом или магазином получают полезные призы. Отлично проходят новогодние лотереи, можно устроить розыгрыш с трансляцией в прямом эфире. Причем, сотрудники одинаково радуются как елочной игрушке, так и более ценным призам. Главное - не победа, главное - участие и праздничная атмосфера.

Не нагнетайте обстановку

Даже если не все планы реализованы в этом году и не все проекты сданы в срок, не стоит нагнетать обстановку и давить на людей. Лишнее давление не приводит к ускорению и получению нужного результата. Скорее, наоборот, вызывает обратный эффект. Ответственные сотрудники стараются и переживают за результат так же, как и вы, а безответственные как были безответственными, так ими и останутся. От последних нужно просто избавляться, согласно трудовому кодексу Российской Федерации.

Если вы понимаете, что люди старались, но план продаж так и не выполнили, не стоит говорить им в конце года, что они плохие. Похвалите их даже за такой результат. Люди будут вам благодарны, сохранят позитивный настрой до конца рабочего года и смогут выйти в бой за клиентов в новом году с новыми силами. У розницы не бывает новогодних каникул. Поэтому офисные сотрудники еще могут отдохнуть дома и прийти в себя, а вот продавцы приступают к работе чуть ли не с 1 января. У них нет времени восстановиться от новогодней суеты. Так что боевое настроение на следующий рабочий год нужно создавать 31 декабря. Конечно, речь идет о том, если план выполнен не на 100, а 90-95%.

Если же цифры ниже, то это повод проанализировать план и рабочие процессы. Реально ли было его выполнение в текущих условиях? Достаточно ли большой у вас ассортимент? Все ли продавцы уделяют нужное внимание покупателям? Может быть, упала проходимость в торговом центре, где расположен ваш магазин? Какие бы ответы вы ни получили, не давайте волю эмоциям. Эмоции в бизнесе вообще никому еще не сыграли хорошую службу. Только тщательный анализ, проверенные цифры, точный расчет, четкое планирование и продуманная стратегия помогут выйти победителем из непростой конкурентной игры на рынке. Помните, мы говорили про иллюзии, которые возникают у каждого под конец года? Так вот, не нужно строить ни иллюзии, ни поддаваться печали. Нужно работать, встречать новый год, а потом снова работать.

Конец года – самый тяжелый сезон в торговле. Как сделать так, чтобы ваши сотрудники подошли к нему в оптимальной форме? Своими мыслями и рекомендациями с читателями  делится эксперт SR по…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью
Midinblu

Материалы по теме

Маркетинг для розничного магазина обуви. Как с помощью подарков стимулировать клиентов покупать

В данной статье эксперт SR, бизнес-тренер Евгений Данчев рассказывает о том, как провести маркетинговую акцию, которая будет одинаково выгодна и компании, и клиенту.
19.01.2021 553

Как тайный покупатель помогает обнажить пробелы в сервисе вашего магазина?

Сегодня отсутствие качественного сервиса и клиентоориентированной атмосферы в магазине является моветоном. Компании, которые не заботились о своих покупателях, не задумывались об их чувствах и эмоциях до, в момент и после посещения магазина, –…
19.01.2021 325

Главные тенденции в оформлении витрин обувных магазинов этой осенью и предстоящей зимой

Осенне-зимний сезон 2020/21 для модного ритейла особенный, который мы запомним надолго. Практически все компании вынужденно пересмотрели свои бюджеты – сократили текущие траты, максимально подрезали статьи расходов, которые только возможно. И,…
30.11.2020 4051

Какие изменения необходимы, чтобы работа торгового персонала и линейных руководителей стала эффективнее?

На результаты продаж обуви сейчас влияет фактор отложенного спроса: два с половиной месяца самоизоляции – для покупателей это очень большой срок. Любой рынок или модель потребления людей на нем – это система, а по всем свойствам систем, они…
13.10.2020 6162

Когда закрывать магазин? Или менять локацию с сокращением торговой площади?

На фоне закрытия магазинов в период пандемии и еще большего роста онлайн-каналов продаж, вопрос об эффективности торговых площадей уже нельзя игнорировать. Причем, никому – ни малому бизнесу, ни гигантам отрасли. Эксперт SR и наш постоянный автор…
21.09.2020 8598
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу