Круговорот долгов в природе
30.06.2011 7267

Круговорот долгов в природе

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов. У них можно было занимать деньги, с тем, чтобы возвратить их в ином мире. В России все гораздо строже, и если задолженность клиентов-заказчиков растет, то поставщики стремятся вернуть ее как можно быстрее. Об особенностях работы с дебиторской задолженностью торговых компаний рассказывает генеральный директор компании «Розничные решения» Алексей Баранов.

baranov.JPG
Алексей Баранов — генеральный директор компании "Розничные решения". Более трех лет развивал сеть магазинов иностранного спортивного бренда в Сибири, имеет большой опыт в развитии розничного бизнеса в модном секторе. 
www.retail-solutions.ru 


Какие существуют типы финансовых отношений между поставщиком и розничным оператором?

Всего таких типов три:

– отпуск товара на реализацию;

– предоплата;

– товарный кредит.

Первый вариант используется достаточно редко и является скорее исключением для рынка. Это связано с тем, что на постоянной основе достаточно тяжело контролировать розничные продажи и отслеживать соответствие остатков проведенным платежам в адрес поставщика.

Второй вариант гораздо более удобен для поставщика. Предоплата обычно делается или в момент размещения предварительного заказа (от 10 до 30%), или непосредственно перед поставкой. Как только товар попадает на распределительный склад поставщика, выставляется счет на предоплату и после поступления средств на расчетный счет поставщика товар отгружается.

Этот вариант наименее рисковый для компании-поставщика, так как ему не приходится тратить дополнительных усилий в том случае, если клиент не платит за товар. Ему просто прекращаются отгрузки. В ноябре-декабре 2008 года работа по предоплате убедительно продемонстрировала свою сильную сторону. Ретейлеры платили предоплату поставщикам за сезон «Весна-лето» по курсу 26 руб. за доллар, при этом имели возможность выставить розничную цену как по закупочному курсу, так и по курсу, актуальному на конкретную дату (в феврале – 35 руб. за доллар).

При товарном кредите возникает несколько вопросов для согласования:

– обеспечение кредита;

– лимит кредитования;

– условия работы с задолженностью (основной и просроченной).

Многие поставщики до кризиса принимали от ретейлеров в качестве обеспечения векселя, договоры поручительств от физических и юридических лиц, банковские гарантии, гораздо реже залог (объектов недвижимости или другой собственности). Это было естественно, потому что на протяжении пяти последних лет розничные операторы только набирали обороты. Вексель был достаточным обеспечением для поставщика и более выгодным вариантом для ретейлера, поскольку не предполагал платы банку (до кризиса средние ставки по банковским гарантиям были от 3%). В условиях начавшегося кризиса многие поставщики гораздо охотнее в качестве залога стали принимать недвижимость и банковские гарантии, поскольку в случае банкротства ретейлера остается возможность получить обратно деньги за товар.

Каким образом поставщик работает с задолженностью?

В случае обычной просрочки (не превышающей 30 дней сверх установленной отсрочки) обычно поставщик начисляет пени (условия по поставщикам сильно рознятся, диапазон достигает от 10 до 50% годовых). Естественно, менеджеры торговых компаний пытаются понять причины проблем и предотвратить дальнейшие. В том случае, если задолженность превышает 30 дней, она переходит в статус высокорисковых, поставщик начинает принимать экстренные меры, связанные с мотивацией ретейлера на срочные проплаты (обычно анализируются балансы и отчеты о прибылях и убытках, рассматриваются все доступные финансовые потоки розничного предприятия, структура товарных остатков, эффективность персонала). Это позволяет поставщику понять, находится ли бизнес в реальной стагнации или же это допустимые финансовые провалы.

В том случае, если клиент не идет на конструктивный диалог, платежи не возобновляются или ретейлер объявляет себя банкротом, компания-поставщик стремится избежать убытков. Достичь она этого может следующими способами:

– предъявление к оплате векселя или банковской гарантии;

– подача искового заявления в суд по договору поручительства;

– договоренность с ретейлером о зачете долга товаром или фирменным оборудованием;

– работа коллекторов.

Банки обязаны оплачивать суммы гарантий в короткий срок, вексельные кредиты также обслуживаются достаточно оперативно (через суд), прием товара или оборудования тоже достаточно несложные процедуры.

Каким образом избежать такого развития событий?

Ретейлеру нужно находиться с постоянном контакте с поставщиком, перед которым в тяжелые моменты возникает вопрос о сохранении сети дистрибуции (ретейлер для поставщика составляет точно такую же ценность), и часто поставщики готовы оказывать оперативную помощь, выраженную в дополнительной скидке, отсрочке или разрешении возврата старого товара.

Для справки

Xoлoдныe пoдвaлы, poзги, кoлoдки, дыбa – вoт дaлeкo нe пoлный пepeчeнь инcтpyмeнтoв, кoтopыми в paзныe вeкa paбoтaли c дoлжникaми, нe жeлaвшими pacплaчивaтьcя пo cвoим oбязaтeльcтвaм. Пocкoлькy люди oбычнo нe cклoнны oтдaвaть cвoe имyщecтвo пo дoбpoй вoлe, взыcкaниe дoлгoв нepeдкo пpeвpaщaлocь в кpoвaвyю дpaмy. Eщe в дpeвнeй Accиpии (coвpeмeнный Иpaк) cyщecтвoвaл oбычaй, coглacнo кoтopoмy дoлжник дoлжeн был в кaчecтвe зaлoгa oтдaвaть вo влacть кpeдитopy кoгo-нибyдь из cвoиx дoмoчaдцeв.

Римские зaкoны Двeнaдцaти Taблиц, пo кoтopым гpaждaнe Beчнoгo гopoдa жили в V вeкe дo нaшeй эpы, дaвaли cyдьям нeдвycмыcлeнныe инcтpyкции: «Ecли дoлжник нe выпoлнил cyдeбнoгo peшeния и никтo нe ocвoбoдил eгo oт oтвeтcтвeннocти пpи cyдoгoвopeнии, пycть иcтeц вeдeт eгo к ceбe и нaлoжит нa нeгo кoлoдки или oкoвы». Дoлжник дoлжeн был cидeть в кoлoдкax 60 днeй, в тeчeниe кoтopыx eмy тpижды дeлaлocь пyбличнoe пpeдлoжeниe вepнyть дoлг. Ecли жe этoгo нe пpoиcxoдилo, кoлoдникa ждaлa нeзaвиднaя cyдьбa: «B тpeтий бaзapный дeнь пycть paзpyбят дoлжникa нa чacти. Ecли oтceкyт бoльшe или мeньшe, тo пycть этo нe бyдeт вмeнeнo им в винy». Meждy тeм иcпoлнять эти зaкoны былo пpaктичecки нeкoмy – кpeдитop дoлжeн был чyть ли нe coбcтвeннopyчнo пpoтыкaть yши зaлoжникaм и кpoмcaть тeлa дoлжникoв

Долги в истории

Ocoбeннo тяжeлo былo пoлyчить пpичитaющeecя, ecли в poли дoлжникa oкaзывaлacь знaтнaя или дaжe кopoнoвaннaя ocoбa. K пpимepy, в XIV вeкe бoгaтaя пpeдпpинимaтeльницa Poзa из Бypфopдa, кoтopaя пocтaвлялa вo Фpaнцию aнглийcкyю шepcть, пoдaлa в cyд нa aнглийcкoгo кopoля Эдyapдa II, кoтopый зaнял дeньги y ee мyжa и нe cпeшил oтдaвaть. Poзa cyдилacь c кopoлeм нecкoлькo paз бeз кaкoгo-либo ycпexa, нo caмa cитyaция явнo cтaнoвилacь cкaндaльнoй. B итoгe Poзa пpидyмaлa cпocoб, кaк мoнapxy coxpaнить лицo, – пoлyчилa вмecтo дeнeг тaмoжeнныe пocлaблeния для cвoeгo бизнeca.

B Mocкoвcкoм гocyдapcтвe интepecы кpeдитopoв зaщищaлиcь в cyщнocти тaк жe, кaк и в Eвpoпe, тo ecть ycилиями caмиx кpeдитopoв. Ecли y иcтцa xвaтaлo личныx cвязeй и дeнeг нa взятки cyдьям, дoлжникa ждaл пpaвeж – пpoцeдypa, в xoдe кoтopoй дoлги выбивaлиcь в бyквaльнoм cмыcлe этoгo cлoвa. Ocyждeннoгo пpивязывaли к cтoлбy нa бaзapнoй плoщaди и били пaлкaми пo икpaм нoг дeнь зa днeм, пoкa тoт нe coглacитcя зaплaтить.

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов. У них можно было занимать деньги, с тем, чтобы возвратить их в ином мире. В России все гораздо строже, и если задолженность…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Почему так важно работать с отзывами покупателей, анализировать их и использовать в вашей работе?

Отзывы покупателей имеют огромное, неоценимое значение при продаже товара. Однако многие компании не всегда понимают это: не собирают отзывы, реагируют только на положительные и не работают с негативными. Это большая ошибка и упущение бренда. В…
26.03.2024 810

Как провести внедрение воронок продаж в обувном бизнесе

Привлечение клиентов и их удержание является важнейшим драйвером роста продаж в любом бизнесе. Обычно в компаниях выделяется бюджет на рекламу в виде процента от общей выручки. В среднем, этот процент варьируется от трех до пяти. И если у компании…
21.11.2023 3346

Действенные методы, которые помогут повысить эффективность продавцов

С проблемой выгорания персонала, который работает в торговом зале, сталкиваются многие управляющие магазина. Прежние схемы мотивации продавцов – «оклад + %» сегодня уже не работают, и поэтому нужны новые способы заинтересовать сотрудников…
30.10.2023 4355

Сервис в магазине: успехи и ошибки

Что такое сервис в fashion-магазине? Каковы ожидания клиентов от шопинга сегодня? И как качество оказываемых услуг, а, значит, и уровень продаж, выручки магазина зависят от компетентности и мотивации продавцов? Отвечает эксперт SR по продажам и…
24.10.2023 3818

Как определить сумму закупки обуви на следующий сезон?

В начале сезона закупок новой коллекции перед байерами стоит непростая задача: нужно взять ответственность на себя и решить, сколько обуви закупить, чтобы ее хватило для выполнения плана продаж, а в конце сезона выйти на установленную норму…
18.07.2023 4439
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу