Свой среди чужих: как выбрать идеального администратора магазина
08.10.2014 32918

Свой среди чужих: как выбрать идеального администратора магазина

Нанять профессионала со стороны или вырастить топ-менеджера в собственном коллективе? Эксперты рынка труда уверены, что какое бы решение вы не приняли, трудности неизбежны. Придется четко расставить приоритеты и рассчитать возможные риски.

Поиск нового «смотрящего» может быть продиктован разными причинами: перемещение или увольнение предыдущего администратора, расширение сети, желание отойти от ежедневного управления магазином, реструктуризация. Возможно, вам пришлось прибегнуть к сокращениям, а нынешние условия работы не слишком удовлетворили предыдущего сотрудника. Но в любом случае, важно помнить, подбор персонала – ремесло, основанное большей частью на взаимоотношении людей, поэтому универсального подхода не существует. Постараемся обозначить особенности каждого из вариантов.

Воспитание собственных сотрудников

Вполне вероятно, что среди рабочего коллектива магазина выделяется некий сотрудник, который помимо положительного опыта на своей должности смотрит на ситуацию в магазине более глобально, чем остальные, готов нести ответственность за важные решения и способен влиять на работу остальных продавцов. Что ждет владельца при повышении такого сотрудника до должности администратора?

Финансовая выгода. Прежде всего, продвижение существующего сотрудника чаще всего обходится дешевле. При переходе в новую компанию многие сотрудники рассчитывают на зарплату, не ниже, чем на предыдущем месте работы – часто это и является основным мотивом сменить работу. Иногда зарплатные ожидания выглядят следующим образом: рыночный (реальный) уровень компенсации +50%. Зная эту простую формулу, в ходе собеседования сотрудника на новую более высокую должность можно смело предлагать зарплату на 15-30% ниже заявленной кандидатом извне.

Экономия времени на ввод сотрудника в курс дела в магазине. Это очень важный момент, так как администратору предстоит управлять людьми, особенности каждого из которых ему хорошо знакомы. Единственное потенциальное неудобство в этом случае - необходимость управлять вчерашними приятелями. Идеально такая ситуация решается следующим образом: сотрудник, готовый занять должность администратора, перемещается в другой магазин сети.

Усовершенствование работы отдельной точки или сети. У сотрудника, получившего повышение, появляется возможность реализовать те идеи совершенствования магазина, которые могли зреть у него многие годы. Он знает работу магазина изнутри, знает возможности того или иного продавца, а значит может оптимизировать работу точки.

Помимо этого, сотрудник прекрасно разбирается в предлагаемом товаре.

Уже сформирована лояльность к руководству и компании в целом – ведь это качество уже проверено и послужило одним из факторов выбора именно данного сотрудника.

Привлечение кандидатов из других компаний

По данным исследования профессора Гарвардского университета Бориса Гройсберга, привлеченные сотрудники извне почти всегда будут стоить дороже, а вот работать – хуже (Источник: Boris Groysberg, In Chasing Stars: The Myth of Talent and the Portability of Performance). Избежать этого можно, переманивая администратора вместе с его командой.

Нередко вакансия администратора магазина возникает тогда, когда компании требуются новые направления развития и свежие идеи. Вероятность того, что их привнесет новый сотрудник, больше, чем при карьерном росте уже сформированного в компании сотрудника.

Если у владельца компании есть подозрение, что в коллективе психологическая атмосфера оставляет желать лучшего, то новый лидер вполне может положительно повлиять на ситуацию.

Появляется возможность нанять «звезду» - сотрудника, который резко выделяется в среде себе подобных. Это будет стоить дороже, но это тот человек, которого иногда невозможно найти в своем прежнем коллективе.

Однако, по данным Мэтью Бридвела, профессора в университете Уортон (Whaton), тот факт, что вся команда так или иначе вовлекается в процесс адаптации нового администратора, означает, что на это время финансовые показатели магазина – снижаются, а вскоре после прохождения испытательного срока от персонала магазина можно ожидать волну просьб о повышении оклада.

Стратег и учитель

Администратор магазина – это человек, сочетающий в себе несколько противоположных качеств. С одной стороны, это хороший хозяйственник, отвечающий за то, чтобы количество товара в начале и конце смены сходилось. Это достаточно усидчивый человек, который в случае возложения на него таких обязанностей, сможет аккуратно заполнять кассовый журнал, вести учет рабочего времени продавцов и вспомогательного персонала, включая замены, больничные, отпуск, рассчитывать заработную плату и плести самый замысловатый рабочий график сотрудников торговой точки.

С другой стороны, немного угрюмый и погруженный в мир цифр и графиков администратор – не самый лучший выбор для организации, ориентированной на качественное обслуживание покупателей. Для ежедневного общения, мотивации и, что очень важно, поддержания боевого духа в команде, администратор должен быть если не психологом, то, как минимум, чутким и способным уловить и мягко направить настроение команды. Ни для кого не секрет, что одежная и обувная розница подвержена сезонным колебаниям спроса, и в те месяцы, когда торговля традиционно «стоит», администратору важно поддержать продавцов морально.

Близость администратора к коллективу также поможет вовремя узнать о планируемых изменениях в штате коллектива, как планируемый втайне от всех декретный отпуск, увольнение, или попытка настроить коллектив против системы или руководителя.

В то же время, администратор магазина обязан обладать таким качеством, как стрессоустойчивость. Умение спокойно, и корректно разбираться в конфликтных ситуациях с поставщиками, покупателями и внутри коллектива, не перекладывая эту ответственность на собственное руководство – обязательная часть работы администратора торговой точки.

Таким образом, при найме администратора на работу, искать следующие качества:

- Четкое желание работать с данным продуктом

- Склонность к точности и аккуратности

- Способность думать одновременно о нескольких задачах

- Стрессоустойчивость

- Желание найти общий язык с подчиненными

- В равной мере креативность и усидчивость

Не стоит пытаться найти продавца, который гарантированно станет администратором магазина. Хитрые вопросы, как «Кем вы хотите стать через 5 лет?»- не приблизят вас к мечте вырастить хорошего управляющего из простого продавца. Планы меняются, и сотрудник, на которого директор делает ставку, может уйти по ряду причин. Вместо этого, ищите зрелую личность, в меру творческую, но немного приземленную. Через некоторое время, когда этот продавец освоится и захочет развиваться дальше, ему можно будет предложить место администратора.

Функционал и обязанности

Рассмотрим типичный функционал администратора в торговой единице:

- Реализация максимума продаж/прибыли;

- Управление персоналом магазина;

- Работа с государственными учреждениями, проверяющими инстанциями;

- Персональная ответственность за материальные ценности единицы и соблюдение трудовых норм в магазине;

- Обеспечение максимально комфортных условий для клиентов магазина.

При делегировании этих обязанностей – стоит понять, в каком процентом соотношении администратору следует уделять им время и ресурсы, и насколько подходит для этого конкретный кандидат.

Великолепный лидер коллектива может отставать с точки зрения показателей продаж, прекрасный хозяйственник может не ужиться с продавцами, а талантливый продажник с предпринимательскими способностями может не так ответственно подходить к обеспечению безопасности труда и сохранности товаров. Поэтому баланс качеств является основополагающим качеством администратора.

Конечно же, есть факторы, не зависящие даже от самого талантливого администратора, благодаря которым он не может нести стопроцентную ответственность за показатели магазина. Это и финансирование торговой единицы, и централизованный выбор ассортимента, и, более глобально, географический и планировочный выбор территории для магазина. Настоящий профессионал может лишь компенсировать в определенной степени подобные недостатки, если не столкнется со стеной непонимания со стороны руководства.

Два в одном: директор и администратор

Стоит ли объединять эти две должности в одну? У HR-специалистов нет однозначного ответа, все будет зависеть от позиции управляющего звена в компании: кем видит себя непосредственно владелец или подконтрольный ему генеральный директор. В некоторых компаниях от директора магазина ожидают лишь достижения необходимых объемов продаж, без вмешательства в руководство торговой единицей. В таком случае, администратор/директор должен быть способен одновременно иметь предпринимательское видение ситуации, но при этом отвлекаться на рутинную работу, состоящую из комплекса мелких задач, связанных с управлением персоналом и работой с поставками товара. Прежде всего, стоит оценить, есть ли в принципе такие условия работы в магазине и подходит ли данный человек для столь многозадачной и напряженной деятельности. Такие сотрудники, безусловно, встречаются.

Нанять профессионала со стороны или вырастить топ-менеджера в собственном коллективе? Эксперты рынка труда уверены, что какое бы решение вы не приняли, трудности неизбежны. Придется четко расставить…
3.66
5
1
4
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Сложности в подборе персонала, и как с ними бороться

Многие руководители полагают, что, обеспечив достойную зарплату и хорошие условия работы, потенциальные сотрудники сами придут на работу, и каждый из них станет отличным продавцом. К сожалению, это не так: соискатели приходят неохотно, и в…
23.07.2024 823

MUNZ Group: Пять популярных ошибок при поиске линейного персонала

Ошибки при подборе персонала дорого обходятся компаниям. Затраты времени на поиск, вложение финансов в организацию рекрутмента и недостаток продавцов в магазине повышают ценность каждого правильно подобранного сотрудника и увеличивают стоимость…
27.06.2024 2338

Как отстроиться от конкурентов и зарабатывать больше?

Онлайн-продажи обуви составляют с каждым годом все более серьезную конкуренцию офлайн-магазинам, однако все еще не могут рассчитывать даже на 20-30% доли продаж на российском рынке. За редким исключением стоимость обуви на маркетплейсах ниже,…
18.06.2024 2986

Какие предметы декора можно использовать в качестве торгового оборудования для эффектного представления обуви и сумок

Все чаще, заходя в модный магазин одежды или обуви, мы видим, что для презентации товара используются необычные для торгового пространства предметы – книги, картины, вазы, зеркала… В предыдущих номерах с постоянным экспертом SR в области визуального…
04.06.2024 3148

Актуальные приемы в освещении магазина обуви

Сегодня, гуляя по галереям торговых центров, мы видим многообразие форматов ofline-магазинов. Новые концепции торговых залов привлекают индивидуальным, запоминающимся дизайном. В определенном смысле, они являются элементом шоу, инструментом, через…
07.05.2024 4020
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу