В фокусе событий, или Что остается за кадром рекламной фотографии?
30.08.2011 8881

В фокусе событий, или Что остается за кадром рекламной фотографии?

Минимум дважды в год, когда образцы новых коллекций готовы и разложенные на полочках в шоу-румах уже ждут заказчиков, их производители сталкиваются с серьезным для себя вопросом – фотосессией, которая просто необходима для создания каталогов и продвижения бренда на рынок. Хорошо, если связи с фотографами у компании давно налажены, а механизм съемки отработан. А если нет? Тогда начинаются пререкания на тему: что, кого, где и кому снимать. SR рассказывает об особенностях работы с фотографами и самых интересных приемах рекламной съемки обуви

Между тем каждый этот вопрос требует отдельного внимания компании. Не стоит считать, что единственным, кто сможет решить их, будет фотограф, предварительно возведенный pr-агентами в статус Бога. Максимум, на что он согласится (естественно, помимо своих непосредственных обязанностей), так это высказать свою точку зрения на предмет съемки, ну еще порекомендует стилиста или дизайнера, с которыми работает. А вот выбор моделей обуви, манекенщиц и непосредственно места съемки – дело заказчика. В крайнем случае, порекомендует менеджера, специально призванного решать организационные вопросы фотосессии. «В идеале в организации и проведении фотосессии должно участвовать от шести человек, - считает фотограф и технический консультант в области профессиональной и любительской фототехники компании «Сивма» Владимир Выборнов. - Как правило, это менеджер (он же концептуолог съемки), дизайнер, который впоследствии займется обработкой фотографий и дизайном рекламной продукции, стилист (если в кадре будет присутствовать манекенщица), фотограф и два его ассистента. Однако если в планах проведение глобальной имиджевой фотосъемки, то и количество членов съемочной группы увеличивается в разы». Собственно, это нужно учитывать при планировании проекта.

Имидж vs каталог

Сразу стоит разграничить имиджевую съемку и фотосъемку для каталога. Последнюю принято считать более техничной и, как следствие, не столь творческой. Фактически фотограф способен справиться с ней в одиночку. Выставив свет в студии, определившись с фоном и месторасположением, он просто меняет модель за моделью, не особо задумываясь о творческой составляющей.

С имиджевой съемкой все намного сложнее. Главное ее отличие в наличии сюжета, идеи, понятной потребителю, которую должен нести снимок. Поэтому одного белого фона и пары модных туфель будет явно недостаточно. «Если мы говорим о съемке обуви, то она (обувь – М. В.) должна быть действующим «лицом» в кадре. Конечно, есть рамки, которые определяет клиент или рекламное агентство, в последнем случае они могут быть очень узкими, - считает фотограф Ольга Фомина. - Хорошо, когда образ рождается в голове одного человека и именно он занимается его исполнением, что в настоящее время бывает исключительно редко. Фотографы, которые предлагают свой креатив, а затем выполняют пост-продакшн, часто добиваются замечательных результатов».

Кстати, о фотографах… Несмотря на то что выбор их сегодня велик, а конкуренция на этом рынке достигла, пожалуй, своей наивысшей точки, настоящих профи все равно мало.

Познакомиться с некоторыми из них, а также с их работами можно на профессиональных сайтах, например, www.photosight.ru. Здесь же можно списаться с понравившимся фотографом и подробно получить информацию о нем и его деятельности.

Но не стоит забывать, что график съемок у профессионалов очень жесткий, поэтому договариваться о предстоящем проекте придется заранее. Со сроками выполнения работы тоже могут возникнуть некоторые вопросы. Определить их проще, если речь идет о каталожной съемке. Тогда они напрямую будут зависеть от количества пар обуви, организованности заказчика и фотографа. С имиджевой съемкой понятие «сроки» вообще не вяжется. Ведь если делать ее быстро, много шансов в результате получить «полуфабрикат».

Ценовую политику каждый фотограф определяет самостоятельно. Одни назначают свои цены перед каждой съемкой, ориентируясь на сложность поставленной задачи (удобство выбранного места съемки, ее концепции) и исходя из условий рынка. Другие имеют фиксированную планку, скажем 2 - 3 тысячи евро в день, и мало тревожатся о состоянии «рыночных цен». Естественно, услуги визажиста, парикмахера, стилиста, менеджера по location и кастингу в эту стоимость не входят. «Лично я просто называю ту цену, за которую в данный момент готов сделать эту работу, - поясняет Владимир Выборнов. – Цены рождает сам художник. И в большей степени зависят они от того, как он себя оценивает или переоценивает».

Белое на черном

Традиционно каталожную съемку обуви принято проводить на белом фоне. Впоследствии это облегчает работу дизайнера, верстающего каталог. Белый фон проще подстроить под полосу, чем, скажем, коричневый или желтый. Как говорит Ольга Фомина, «белый фон не необходим, он универсален, а потому удобен и широко применяем. Как правило, к белому фону нет противопоказаний у любых изделий. Если речь идет о съемке для каталога, то фон в этом случае должен поддерживать форму изделия и, как говорят снайперы, «работать по контуру». Но выбор фона даже в рамках каталожной съемки может стать удачным творческим решением и сделать картинку более мотивирующей на покупку».

Между тем не секрет, что 90% любой коллекции – это черные и коричневые модели. Поэтому перед фотографом встает задача снять их таким образом, чтобы в каталоге они не превратились в общую темную массу. «Каталожная съемка – это простая, но все же производственная цепочка, состоящая из клиента, фотографа, дизайнера, - продолжает Ольга, - И у каждого ее участника может быть дурной вкус и плохие технические возможности. В этой цепочке полноправно участвует и сама обувь, которая тоже бывает депрессивной и имеет качество, исключающее любую возможность представить себя миру красиво. А ее тоже ведь надо продать! В этом случае должны постараться все: клиент - не соваться, а фотограф с дизайнером - синэргично изловчиться и во что бы то ни стало придать продукту, по сути, не существующие качества и достоинства, очень внятно видимые на созданных изображениях».

Обычно в каталожной съемке обувь снимается с одного ракурса. Однако это не то правило, которому всегда нужно следовать. Лучше взять ориентир на форму обуви и подбирать под каждую из них свой ракурс. «Как снять яйцо? Имеется в виду куриное. А такие снимки сделаны многими известными мастерами, и выбор, с какой стороны его снять, был у них невелик, - рассказывает Ольга. - Конечно, фотографии для каталога должны быть информативны, внятно показывать форму, свойства и качества продукта, фактуру кожи, основные элементы изделия, а это во многом определяет выбор ракурса, освещения и фона, о котором уже говорили.

Не будем забывать, что есть каталоги, предназначенные для оптовиков, и информативность изображения в этом случае имеет первостепенное значение. И есть каталоги для розничного покупателя, где создание мотивации для покупки продукта является основной задачей, и простой информативности здесь не достаточно. Для этого могут быть использованы различные технические и творческие приемы – к примеру, перспективное искажение (женские сапоги, снятые снизу широкоугольным объективом, возможно, с исправлением перспективных искажений подвижками камеры), выбор цветовой тональности (замшевая обувь в теплых, даже желто-красных тонах), элементы сезонной среды в кадре, для которой эта обувь предназначена… Чем профессиональнее фотограф, тем больше он будет руководствоваться не правилами, а своим опытом и видением этого продукта, тем больший спектр технических приемов для него доступен».

ПроСвет

Оказывается сложнее всего снимать ажурную обувь. Ведь по фактуре она тонкая, а иногда инкрустирована драгоценными камнями, украшена металлическими деталями, вышивкой. Поэтому 90% успеха этой съемки будет зависеть от профессионализма и опыта фотографа. Точнее, от того, насколько верно ему удастся выставить свет, чтобы продемонстрировать красоту фактуры. «Чаще всего, работая с меховой или той же ажурной обувью, фотографы используют «соты» - специальные приборы, дающие жестко направленное освещение, - рассказывает Владимир Выборнов. - С их помощью передать эту саму фактурность становится проще. Если же на обуви в дополнение ко всему есть еще и некий мелкий декор, скажем вышивка или рисунок, то на рекламном макете есть смысл разместить их увеличенное изображение».

Чтобы подчеркнуть материал, из которого создана обувь, студийный свет должен быть максимально приближен к дневному – 5600 Кельвин. Фотограф Давид Федулов советует использовать рассеянный свет, который ровно ложится на всю поверхность. Однако он настаивает и на привлечении дополнительных источников света, например углового света, за счет которого под определенным ракурсом обувь будет выглядеть наиболее выигрышно. «Любая обувь имеет геометрическую форму. Чаще в ее основе лежит квадрат либо цилиндр, - рассказывает Давид. - Самое главное в снимке - передать объем. Достигается это за счет того, что каждая поверхность туфли – вертикальная, горизонтальная – отдельно освещена разными источниками света. В частности, если модель с каблуком, то он тоже должен быть подсвечен со стороны подошвы. Если же на обуви есть фактурный рисунок, его тоже стоит подсвечивать тонким пучком света. В частности, и для того, чтобы отделить объект от фона, подчеркивая форму детали.

На втором месте по сложности съемки – лаковая обувь. Она хорошо отражает свет, однако бликует. «Лакированная кожа, особенно черного цвета, может теряться в максимальных плотностях и будет представлять собой черные провалы и блики, - говорит Ольга Фомина. - Для этой цели существуют различные осветительные акссесуары, лайт-кубы, которые позволяют справиться практически с любой задачей. В этом случае черный цвет будет читаться, а блики подчеркивать красоту лакированного изделия».

Ищите женщину

Цель любой рекламной - кампании привлечь внимание к продукту, побудить потенциальных покупателей приобрести его. Соответственно, рекламная картинка просто обязана быть яркой и запоминающейся. Это даже не обсуждается. Ну а что помогает ей быть таковой? Что привлекает внимание людей? Что способно завораживать и заставлять, склонившись над фотографией во всех подробностях рассматривать ее? Человеку всегда были свойственны некоторые слабости, инстинкты, если хотите, выживания, самосохранения. Но лучше всех из них в рекламе работает секс. И спорить с этим бесполезно. «Не играть человеческими инстинктами в этой области попросту глупо, - говорит Владимир Выборнов. – Конечно, принято считать секс низменным инстинктом, но тем не менее реклама, основанная на нем, работает уже много десятилетий. Мало того, с тем же успехом она будет работать и дальше. Всегда». Именно поэтому женское тело будет всегда востребованным. При этом как в рекламе мужских, так женских товарных групп. «Ноги! Конечно, красивые ноги должны будоражить воображение покупателя в рекламе обуви. С изящной коленкой, тонкой щиколоткой, - считает Ольга. - Девушка надевает каблуки не для того, чтобы встать первой в шеренге, и, конечно, не для того, чтобы достать Достоевского с верхней полки. Подсознательно она хочет, чтобы ею в конце концов овладел мужчина. Женские ноги и в рекламе могут поработать очень неплохо. Пусть в кадре будет и лицо – умное, проникающее в сознание мужчины или уверенное и властное… Я «за», если это лицо будет иметь красивые ноги».

Однако в ногах одновременно кроется и главная опасность, уверен Владимир Выборнов. «Снимая «отрезанные» ноги, нужно быть предельно осторожным. Так как есть вероятность получить негативное восприятие этой работы покупателями. Психологически отдельные части тела или предметы в разрезе, скажем кусочек клубники, воспринимаются сложнее целостных. Поэтому ноги для такой фотографии нужно ставить грамотно».

И еще один момент. Манекенщица не должна своей внешностью или позой отвлекать внимание от продукта. Это – закон.

И все же топ-кадры получаются только в случае комплексного подхода к фотосессии. Когда продумана концепция, выбрана удачная модель и манекенщица. Когда фотограф четко понимает свою задачу и точно знает, как ее решить. Когда дизайнер грамотно обрабатывает фото, создавая из него рекламный макет. В этом случае в эффективности рекламной кампании не стоит сомневаться, так как успешная работа всех звеньев «рекламной цепочки» непременно принесет свои плоды.

Минимум дважды в год, когда образцы новых коллекций готовы и разложенные на полочках в шоу-румах уже ждут заказчиков, их производители сталкиваются с серьезным для себя вопросом – фотосессией,…
2.93
5
1
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Онлайн и оффлайн - вечный бой или кооперация?

Бурный рост категории «Одежда и обувь» на маркетплейсах заставляет задуматься о снижении интереса потребителей к приобретению товаров в традиционной модной рознице.  Однако по мнению экспертов Fashion Consulting Group  не стоит…
25.10.2024 2657

Coach обратился к анализу Big Data и завоевал интерес молодой аудитории

Американский бренд сумок Coach спланировал успех своей модели Tabby среди более молодой аудитории, поколения Z, обратившись к анализу больших данных, отказавшись от традиционных и аналоговых инструментов, как то человеческая интуиция или способность…
12.04.2024 5427

Работа с активной аудиторией в Telegram и «ВКонтакте». Ошибки, которые совершают бренды при переходе в новые локальные соцсети

О том, как работать в российской социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram, об особенностях этих платформ мы уже писали в 195-м номере журнала, экспертом выступила digital-эксперт Fashion Consulting Group Катерина Дивеева. В этом номере мы…
10.10.2023 8862

Зачем нужны отзывы покупателей?

Социальные доказательства – это психологический феномен, при котором люди перенимают действия других, стараясь вести себя правильно, в той или иной ситуации. В онлайн- продажах к «социальным доказательствам» относятся исключительно те отзывы,…
25.04.2023 6045

Как работать в «ВКонтакте» и Telegram

Если ваш контент был интересен вашей целевой аудитории в запрещенных в России соцсетях то он будет ей интересен и в других социальных сетях. Соцсеть – это всего лишь инструмент, который связывает вас и целевую аудиторию. Fashion-бренды продавались…
18.10.2022 9688
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу