Rieker
Чему и когда обучать сотрудников Фото: iStock
27.11.2013 6738

Чему и когда обучать сотрудников

Повышение квалификации сотрудников – тема, актуальная для любого бизнесмена. Чтобы не утонуть в море информации о различных тренингах и курсах, работодателю нужно представлять себе, как вообще классифицируется обучение и что конкретно нужно его сотрудникам.

Pabst Anna.jpg

Аня Пабст, руководитель компании BEITRAINING.

Компания BEITRAINING — международная франчайзинговая компания и сертифицированный стратегический партнер Германского и Австрийского франчайзингового союза по теме «Повышение квалификации». Специализируется на обучении и повышении квалификации в области менеджмента, торговли, обслуживания клиентов и личностного роста.

www.bei-training.ru

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка — это три основных вида обучения сотрудников. Первый предполагает, что сотруднику необходимы определенные навыки, чтобы начать работу на новом рабочем месте, например, освоить бухгалтерскую программу нового поколения. Повышение квалификации требуется сотрудникам, чтобы идти в ногу со временем, когда предприятие выходит на новые горизонты, а переподготовка требуется тем, кто желает реализовать себя в новом качестве, если предыдущие навыки не являются достаточными.

Еще одно деление разделяет обучение на профессиональное и обучение социальным компетенциям, так называемым навыкам people skills. Оно может осуществляться как с отрывом от производства (обучение на курсах вне пределов компании, в другом филиале или специальной школе), так и без отрыва от производства (на самом предприятии с участием приглашенного тренера или коллеги-наставника). «Как правило, эффективность обучения people skills во многом зависит от мотивации сотрудника, — считает Аня Пабст, руководитель московского филиала международной компании BEITRAINING. — Поэтому такое повышение квалификации — дело сугубо добровольное, ведь применение полученных навыков на практике зависит от вовлеченности сотрудника в процесс обучения».

Навыки people skills представляют собой широкий спектр тем. Особенно развитой является область, отвечающая за навыки общения с клиентами — как внешними (покупателями, партнерами), так и внутренними (коллегами, подчиненными). Подобные навыки тесно связаны с профессиональным ростом сотрудника: умение реализовать профессиональные знания во многом зависит от социальных компетенций. Примером таких тренингов является обучение навыкам общения по телефону, работе в команде и грамотному делегированию полномочий, технологии продаж и общению с трудными клиентами.

Выставка Еврошуз

Второй обширный блок относится к самоорганизации и повышению личностных компетенций: это управление временем и умение расставлять приоритеты, навыки эффективной презентации и делового общения, умение говорить на публике, владение иностранными языками и основы межкультурной коммуникации. В последние годы все больше людей осознают важность повышения квалификации. Выгода определяется чисто экономически: при равной квалификации получить повышение по службе или более высокую зарплату из двух сотрудников может тот, кто говорит на иностранном языке.

От мотивации к компетенции

Часто встает вопрос: стоит ли отправлять сотрудников на курсы за пределами предприятия, что означает нести дополнительные денежные и временные траты? С другой стороны, обучение прямо в офисе — это невозможность оторваться текущих дел. Всегда найдется то, что будет отвлекать работников: срочный звонок, сорвавшийся заказ, совещание. Все это отрицательно скажется на процессе обучения. Кроме того, если среди учеников — рядовые работники и менеджеры, начальники и подчиненные, это будет влиять на настроения внутри группы и отвлекать от учебы. А вот обучение в смешанной группе, где остальные «ученики» — равнозначные сотрудники других предприятий, совершенно изменит правила игры.

Если же проблема с выбором места, где будет проходить обучение, и с составом группы уже решена, рано расслабляться. «Самые дорогостоящие курсы не принесут пользы, если у сотрудника отсутствует мотивация к учебе», — уверена Аня Пабст. Если курсы воспринимаются как повинность или прихоть работодателя, пользы от них будет немного. Эксперты считают, что мотивация сотрудников во многом зависит от того, затрачивают ли они на обучение собственные ресурсы. Финансирование может быть поделено между работодателем и сотрудником, и даже если сотрудник несет лишь малую часть расходов, это уже положительно влияет на его готовность учиться. Вклад может быть выражен и в нематериальной форме, например, когда на обучение тратится несколько дней отпуска. Принцип прост: если вы чувствуете, что чем-то жертвуете ради обучения, то постараетесь вынести из него как можно больше полезного для себя.

Эффективность обучения зависит также от правильно выбранного момента. Любой сотрудник в процессе работы проходит через определенные циклы производительности. Совсем не к месту курсы иностранного языка для новичка, который только что был принят на работу и пока только вживается в новую роль. Если сотрудник работает давно и находится на пике производительности, его не стоит отвлекать от работы. Если же в его деятельности наметился спад, возможно, настало подходящее время для небольшой встряски. А поскольку циклы производительности индивидуальны, выбрать идеальный момент, подходящий всем работникам, практически невозможно.

Чтобы правильно подобрать эффективное обучение для сотрудников, учитывайте тот факт, что каждый человек по-разному воспринимает информацию. Есть те, кто лучше воспринимает печатный текст и любит учиться по книгам. Другим необходимо живое общение. Аудиовизуалы прекрасно усваивают знания, полученные при помощи онлайн-курсов и интерактивного обучения, а другие типы личностей — например, кинестетики, — встретят такой метод обучения в штыки.

Эффективность обучения во многом определяется тем, используются ли полученные навыки в рабочем процессе и оказывают ли они положительное влияние на деятельность фирмы. Это можно увидеть лишь с течением времени, но уже сразу после завершения курсов стоит провести среди сотрудников опрос — устный или в форме анкетирования, и выяснить, как они сами оценивают эффективность и своевременность обучения (лучше, если опрос будет анонимным).

Наконец, помните, что тратить средства на обучение сотрудников стоит тогда, когда это необходимо, а предполагаемую пользу можно просчитать экономически. Иначе может случиться так, что вы вырастили сотрудников на радость конкурентам

Повышение квалификации сотрудников – тема, актуальная для любого бизнесмена. Чтобы не утонуть в море информации о различных тренингах и курсах, работодателю нужно представлять себе, как вообще…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью
Midinblu

Материалы по теме

Учеба в домашнем формате или в гостях? Плюсы и минусы обучения торгового персонала на работе и с отрывом от производства

Профессиональные знания и личностные навыки торгового персонала оказывают непосредственное влияние на рост прибыли и, в итоге - на успех предприятия. Но как обучать сотрудников: на рабочем месте, без отрыва от производства, или отравлять на…
12.08.2019 308

Поколение Z: брать или не брать на работу? Как обучать и адаптировать молодых продавцов

Про теорию поколений слышали наверняка все. Бытует мнение, что поколение Z – это самые сложные во всех смыслах сотрудники. Ими тяжело управлять, их трудно мотивировать и практически невозможно ничему научить. Почему? Потому что они молодые, слишком…
30.07.2019 1997

Как подобрать профессионального преемника на пост руководителя розничной компании и безболезненно передать ему власть

Передача розничного предприятия преемнику – одна из самых тяжелых задач в бизнесе. Смена власти таит множество подводных камней, грамотно обойти которые – настоящее искусство. Какими советами можно воспользоваться, чтобы облегчить этот нелегкий…
23.07.2019 768

Страх перед покупателями. Причины, симптомы, лечение этой профессиональной болезни

Многие работники сферы продаж и тренинг-менеджеры знакомы с таким понятием, как «боязнь продавца». Это поведение клиента, когда он с порога заявляет улыбающемуся продавцу: «Не надо мне помогать, я сам посмотрю». И продавец отходит в сторону, давая…
23.07.2019 1948

Звездная болезнь. Решение конфликтов: отношения в команде и «самый умный» сотрудник как вызов коллективу

Соотношение качеств каждого члена команды со способностью этих людей понимать друг друга и действовать сообща – одна из центральных тем бизнес-образования и важный фактор успеха и развития предприятия. Как предупреждать и решать конфликты? Каково…
16.07.2019 1068

Популярное

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу