Сегодня, когда макроэкономические показатели указывают на улучшение финансовой ситуации в мире, промышленники и бизнесмены все еще не до конца уверены в стабильности и продолжают делать закупки крайне осторожно и благоразумно. С этого заявления начал свою речь на открытии сентябрьской выставки обуви MICAM, дважды в год проходящей в Милане, президент Ассоциации итальянских производителей обуви (ANCI) Вито Артиоли.
По данным ANCI, восстановление экономики, о котором твердят все вокруг, пока никак не отразилось на итальянской обувной промышленности. Половина опрошенных ассоциацией операторов ожидают стабилизации ситуации в отрасли во второй половине 2009 года, в то время как 40% респондентов ожидают ухудшения как на иностранных рынках, так и внутри страны. Но выставка MICAM ShoEvent продолжает быть точкой опоры для всего обувного сектора; цифры говорят сами за себя: 1601 экспонентов на 71 716 квадратных метрах».
«Несмотря на то что события развиваются не лучшим образом и для компаний, и для рабочих, мы стараемся не думать о худших сценариях кризиса, – отметил президент ANCI Вито Артиоли. – Мы знаем, что этот кризис не зависит от наших личных навыков или качества наших продуктов. Наша конкурентоспособность остается прежней. То, что происходит в мире сейчас, – это кризис, рожденный в финансовом секторе. Мы не несем ответственность за этот экономический спад, но готовы воспользоваться случаем и вкладывать капитал в старые рынки и осваивать новые».
На внутреннем итальянском рынке ситуация представляется менее беспокойной, чем на иностранных рынках. В первой половине 2009 года семьи сократили свои расходы на покупку обуви на 0,4% по объему и на 1,1% в денежном эквиваленте. Средняя стоимость покупаемой итальянцами обуви упала на 0,7%. Эти показатели вызваны не столько кризисом, сколько неуверенностью людей в завтрашнем дне.
«До сих пор внутренний итальянский рынок был вполне устойчивым, но следующие несколько месяцев заставят нас поволноваться, – продолжил президент ANCI. – Наша ассоциация внимательно следила за динамикой политических обсуждений, вызванных введением Закона № 99. Он обязывает итальянские марки указывать страну-производителя. Закон вступил в силу 15 августа, однако теперь ходят слухи о его возможном замораживании. Потребителю крайне важно знать, где произведен продукт, а не откуда родом бренд. И, конечно, нужно добиться уравнивания условий, в которых действуют итальянские и иностранные компании, в первую очередь это касается расширения обязательств маркировки. Мы должны быть уверены, что Закон № 99 – это справедливый способ управлять лейблом made in, способный защитить потребителей от псевдоитальянской продукции».
На международном уровне ситуация сложнее. Для итальянских обувщиков рухнуло сразу несколько рынков: США (-29,3% в стоимостном выражении), Россия (-25%) и Украина (-34,6%), что дает кризису новые козыри. Положительную динамику сохраняют Греция (+7,7% в стоимостном выражении) и Испания (+0,7 % по объему продаж, но -9,4% в стоимостном выражении).
В целом на рынке Евросоюза цифры изменились не сильно: -12,1% в объемах продаж и -9,7% в стоимости. Это в значительной степени обусловлено устойчивыми продажами во Франции (-2,2% в объемах и -1,3% в ценности), которая является основным рынком сбыта итальянской обуви, и в Германии, где наблюдается сокращение в 9,7% от объемов продаж. «Продажи итальянской обуви на иностранных рынках за пределами Евросоюза в апреле и мае упали более чем на 20%, – заметил Вито Артиоли. – В течение первых пяти месяцев 2009 года спрос упал на 14,6 % по стоимости и на 16% по объему. Эти, казалось бы, совсем не оптимистические цифры выглядели вполне воодушевляюще на фоне всего итальянского экспорта, сократившегося с января по май на 25%. Близки к нашим остаются показатели производителей одежды (-14,1% в объемах), тогда как потери текстильной промышленности внушают больше беспокойства (-27,4%). Получается, что обувная промышленность – один из самых устойчивых секторов итальянской экономики».
Импорт также заметно сократился в объемах: за первые пять месяцев 2009 года в Италию было ввезено почти на 28 млн пар обуви меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Это сокращение составляет 15,5%. Однако в стоимостном эквиваленте показатели увеличились на 5,5% по сравнению с прошлым годом, что обусловлено значительным увеличением средней цены за пару обуви (+24,9%).
«Увеличение средних цен на импорт происходит из-за существенного сокращения импорта из Китая, чья цена за пару обуви в среднем составляет 4,37 евро, а это примерно 1/3 средней стоимости продуктов, импортированных в Италию из других стран, – заявил президент ANCI. – Наши сегодняшние цифры демонстрируют эффективность антидемпинговых мер, и в то же самое время нужно быть внимательнее к ввозу обуви из третьих стран».
Нынешняя экономическая ситуация отразилась на занятости. Исследовательский департамент ANCI подтверждает, что 1839 человек потеряло работу в обувном секторе в I квартал 2009 года. Количество рабочих мест сократилось на 2,1%. В этот же промежуток времени закрылось 143 компании, занимающихся изготовлением обуви.
Пожалуйста оцените статью |