28.03.2011 11377

Девальвировали, девальвировали рубль, да не додевальвировали

Отечественное производство в России можно поставить на ноги лишь при условии девальвации рубля. К такому выводу пришел генеральный директор компании STAR Manager Consulting Андрей Гусев во время семинара на выставке CPM. Станет ли девальвация спасательным кругом для российских производителей?

SR71-Vektor-devalvation_2.jpgСилы, толкающие маятник

По прогнозам Андрея Гусева, финансовая ситуация может дестабилизироваться в конце осени. Это связано как с кризисом неплатежей в банковском секторе, так и с возможным понижением цен на нефть. На стороне рубля рост цен на нефть. Главный фактор, играющий против рубля, – падение российской экономики. Всемирный банк в очень пессимистичных тонах заявил, что в 2009 году ВВП России снизится на 7,9%, при этом нас ожидает 12%-ная безработица.

Чтобы остановить падение ВВП, правительство будет проводить стимулирующие действия: увеличивать госрасходы, снижать процентные ставки и ослаблять рубль.

Может показаться странным, что правительство РФ играет в данный момент против рубля, но Гусев считает, что здесь нужно оговориться: эта игра пока с оттенком нейтралитета. Однако давление возрастает, в том числе психологическое давление на конкретных чиновников, от которых ждут результатов – положительных цифр роста. И если сейчас на фоне текущей конъюнктуры на валютных и сырьевых рынках Центральный Банк России не предпринимает активных действий по ослаблению рубля, то ближе к концу осени мы можем увидеть, вероятно, иную картину.

Значимость фактора инфляции в отличие от предыдущих лет сейчас снижена, и она не будет препятствием на пути второй волны девальвации.

Шоковая терапия

Итак, власти не хотят второй девальвации, и пока нефть стоит дорого, они могут себе это позволить. Но, с другой стороны, она просто необходима для подъема реального сектора. За подтверждением Гусев обращается к инвестиционной компании «Проспект»: «Основной целью первой волны девальвации была необходимость снизить влияние импорта, – рассуждают в ИК «Проспект». – Эта задача была с успехом решена, но второй важный аспект девальвации – восстановление и запуск производства – не был реализован». Промышленное производство в случае достаточной глубины падения российской валюты может начать рост. Сам Гусев считает, что в случае новой волны девальвации даже на уровне 30-40% отсечение импорта вполне реально. Во-первых, импорт сокращается в настоящее время самостоятельно. Во-вторых, в настоящее время доллар стоит дешево относительно мировых валют, что позволит во время нового этапа девальвации более обесценить рубль к евро, что с учетом структуры импорта РФ позволит серьезнее сократить импорт. Наиболее серьезный удар придется на социальный сектор, прежде всего на те слои населения, которые зависят от социальных платежей.

Взвешивая «за» и «против», можно сказать, что пока весы склоняются к последнему варианту, однако и первый все же стоит иметь в виду. На что еще нужно обратить свое внимание, планируя работу на два года вперед.

Ключевые тренды российской экономики на 2009-2010 годы

­ Окончание «голландской болезни» в экономике РФ. Снижение значимости сырьевых отраслей

­ Падение ВВП в 2009 году на 7-8% при реальной инфляции в 20%. Но «дно» уже пройдено!

­ Сокращение бюджетов: региональных – на 30-35% от уровня 2008 года, российского – на 20% от 2008 года

­ Дефицит национального и региональных бюджетов (до 10% от ВВП, ВРП) на 2-3 года вперед

­ Низкая скорость реакции властей на реальные вызовы кризиса. Ситуация развивается по инерционному сценарию, но с плавным переходом к кардинальным изменениям в экономике

­ Отсутствие реальных подвижек по снижению административных барьеров

­ Банковская система спасена (IV квартал 2008 года). К концу 2010 года количество банков сократится с 1000 до 500-600

­ В проекты по поддержке реальных секторов экономики (вход в капитал, замещение кредитов, инфраструктурные проекты, выкуп жилья у застройщиков и др.) будет инвестировано более 2,5-3 трлн руб. за 2 года

­ Происходит принудительная смена региональных властей и элит (за ближайшие 2 года сменятся еще 15-20 губернаторов)

­ Создаются предпосылки для создания рублевой валютной зоны на территории бывших республик СССР.

Прогноз падения рынка одежды

Спрос на одежду продолжает снижаться: спад составит от трети до половины. Треть российских продавцов одежды не переживут снижения потребительского спроса и уйдут с рынка уже к концу года, предрекают европейские эксперты. Участники отечественного рынка признают, что спрос действительно упал и нераспроданными останутся до 50% летних коллекций. Но при этом они не ожидают массового разорения игроков: с рынка уйдут мелкие и слабые торговцы. На фоне плохих продаж для таких ретейлеров становится непосильной арендная плата: в самых бойких местах арендные ставки не снизились, а даже выросли на 30-35%, поскольку договоры по-прежнему заключаются с привязкой к валюте. Из-за таких сложностей закрылись бутики Stella McCartney и Alexander McQueen на Кузнецком Мосту. Российские игроки по-разному оценивают развитие событий.

SR71-Vektor-devalvation_3.jpgГенеральный директор сети магазинов «Вещь!» Ольга Еремеева:

- Люди стали покупать меньше, мы это видим и по снижению трафика в торговых центрах, и по сокращению частоты покупок, спрос упал на 20-25%.

Fashion-директор компании «Энроф» (Mexx, Calvin Klein, Topshop) МаксимаАгаханов:

- Треть продукции летнего сезона не будет продана.

Генеральный директор Vassa Вячеслав Грановский:

- Часть коллекций не распродается, а часть распродается с очень большим дисконтом. И осень не принесет ничего хорошего. Новый товар будет плохо распродаваться: люди почувствовали вкус к распродажам. Эта тенденция проявится в полной мере осенью.

Глава Richemont Luxury Group в России Дмитрий Еремеев:

- Осень для продавцов будет тяжелой, поскольку им в лучшем случае удастся продать половину товара летнего сезона.

Заместитель гендиректора Finn Flare Анна Сироткина:

- Ситуация на рынке все же стабилизируется. Компании избавляются от стоков, освобождая финансовые ресурсы на закупку новых коллекций. И если наш рынок осенью не накроет второй кризисной волной, то можно будет уверенно планировать будущие сезоны.

Управляющий партнер ITMM GmbH Райнхард Е. Депфер:

- Объем розничных продаж одежды в России упадет в текущем году вдвое из-за резкого снижения объемов закупок со стороны российских импортеров, в фазу роста рынок войдет не ранее 2011 года. В условиях нехватки ликвидности российские импортеры сократили закупки осенне-зимних коллекций на 40%, и есть основания прогнозировать еще более глубокое падение рынка в 2010 году.

В 2009 году емкость российского рынка одежды в номинальных розничных ценах составит $20,3 млрд по сравнению с $32 млрд в 2008 году. А если учесть, что 35-40% товара осядет на складах в виде непроданных остатков, то реальный объем рынка составит $15 млрд, то есть снизится на 50%.

Российский одежный ретейл в начале этого года пережил панику и дезориентировался из-за девальвации рубля и падения потребительских расходов на одежду вдвое, и в следующем году улучшения ситуации не произойдет.

В 2010 году российский рынок опустится до уровня 2004 года и составит около $17 млрд. Не исключен дефицит предложения одежды, поскольку треть российских одежных ретейлеров средней руки не выживут и уйдут с рынка.

Лишь в 2011 году можно наблюдать рост продаж, который, впрочем, не превысит 10%. Это будет решающий год для бизнеса: начнется массовая реструктуризация и консолидация рынка, будут сделки слияний и поглощений, а с 2013 года все опять пойдет вверх и пойдет вторая волна розничного бума.

Российский рынок одежной розницы все еще далек от насыщения: среднедушевой объем потребления продукции легкой промышленности в РФ вдвое меньше такого же показателя в Германии, поэтому вторая фаза бума неизбежна.

Отечественное производство в России можно поставить на ноги лишь при условии девальвации рубля. К такому выводу пришел генеральный директор компании STAR Manager Consulting Андрей Гусев во время…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как определить эффективность обувного бизнеса

Сегодня большинство предпринимателей считают и анализируют показатели эффективности своего бизнеса. Однако порядка 30% этого или не делают, или ничего не понимают в этом (но хотели бы разобраться в этом вопросе и начать работать с…
16.09.2024 3110

Мировое производство обуви сократилось на 1,5 млрд пар в 2023 году

По статистике World Footwear Yearbook 2024, ежегодного аналитического вестника Португальской ассоциации производителей обуви, в прошлом году мировое производство обуви сократилось на 6%, до 22,4 млрд пар. А мировой экспорт обуви сократился на…
05.08.2024 4492

Итоги круглого стола обувщиков с Минпромторгом РФ, ЦРПТ, НОБС и Wildberries

15 сентября в московском отеле Holiday Inn Sokolniki прошла стратегическая встреча представителей Минпромторга РФ, ЦРПТ, Национального обувного союза (НОБС) и крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. В заседании приняли участие и…
18.09.2023 7761

World Footwear Yearbook: Мировое производство обуви достигло 23,9 млрд пар и вернулось к уровню «до пандемии»

Португальская ассоциация производителей обуви APICCAPS опубликовала 13 издание международного статистического вестника World Footwear Yearbook за 2023 г., согласно которому в 2022 году производство и экспорт обуви во всем мире выросли на 7,6% и…
28.07.2023 10218

Как увеличить продажи магазина обуви вдвое?

Последние два года настолько щедры на непредвиденные события, что невольно задумаешься: «А надо ли вообще планировать?» И все же, планировать надо. План продаж — это ориентир для вашего бизнеса. Поэтому эксперт SR Мария Герасименко дает…
11.07.2023 8249
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу