Российскому бизнесу не хватает провозных мощностей при доставке из Турции
28.02.2023 4972

Российскому бизнесу не хватает провозных мощностей при доставке из Турции

Объем грузоперевозок российских ритейлеров и логистических компаний из Турции в 2022 году увеличился почти в пять раз год к году, - сообщается в аналитическом обзоре мультисервисного оператора логистических услуг ПЭК. Но провозные мощности не справляются. Из-за нехватки морских сервисов, паромов и заторов на автомобильных погранпереходах срок доставки из Турции в Россию в зимний период увеличился на 1-2 недели. Выросли и цены: стоимость морской перевозки — на 50-70%, автодоставки — в два раза, паромной перевозки — в четыре раза год к году.

Морские перевозки

За год Россия нарастила товарооборот с Турцией более чем вдвое, помимо этого Республика стала основным транзитным хабом для доставки грузов морем из Европы, Индии и отдаленных регионов — Африки, Латинской Америки. Одновременно с этим сократилось и число морских сервисом между Россией и Турцией из-за ухода глобальных линий. «Семь крупных операторов приостановили отгрузки в отечественные порты, - отмечает руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская . - Сейчас на направлении работают новые линии, в их числе российские, турецкие и китайские. Остальные грузы доставляются фидерными судами малой вместимости (до 1000 TEU), которые компании фрахтуют с экипажем на время по модели «тайм-чартер». 

На направлении не хватает контейнеров. Они предоставляются только до портов или крупных городов России, вопрос их возврата обратно владельцам до сих пор не урегулирован, что провоцирует низкую оборачиваемость.

Сложности возникают и в конечной точке прибытия морских грузов из Турции — порту Новороссийска. В зимний период суда регулярно простаивают на рейде до двух недель из-за штормовых предупреждений. Возникают сбои и в оформлении грузов. Например, таможня на складе временного хранения в Новороссийске не может отследить статус товаров, которые выпускаются до подачи декларации уполномоченным экономическим оператором (УЭО). Системы Центра электронного декларирования и СВХ в городе не интегрированы. Грузовладельцы вынуждены в бумажной форме предоставлять таможенные и коммерческие документы по месту нахождения груза, из-за чего время оформления грузов из Турции для УЭО увеличивается на 10-30%. 

В связи с нехваткой морских сервисов и оборудования срок доставки из Турции в Россию вырос с 16 до 25 дней. По оценке логистических операторов стоимость морской перевозки увеличилась на 50-70%. В Eurasian Logistics Solutions в январе 2023 года тариф составил $8,5 тыс. В Pony Express рассказали о трехкратном удорожании стоимости доставки RO-RO паромами для транзитных грузов по направлению Турция-Россия.

Компании сообщают и об острой нехватке po-po паромов. «Доставлять на паромах на 30% быстрее, чем в контейнерах морем, в том числе за счет исключения перегрузки на конечной точке маршрута, - поясняет генеральный директор Eurasian Logistics Solutions Адиль Акавов.  - Но пока на линии между Россией и Турцией работают всего три парома совокупной вместимостью до 150 автопоездов, что несоизмеримо мало в условиях роста объема импорта». 

Автомобильные перевозки

Наземным погранпереходам, которые используют компании при доставке грузов из Турции в Россию автотранспортом, также не хватает пропускной способности.

«При проектной пропускной способности в 400 грузовых автомобилей, через «Верхний Ларс» может проехать до 650 таких транспортных средств в сутки. В зимний период перевозить грузы мешают регулярные метели и сход лавин. Именно по этой причине движение грузовых транспортных средств на КПП «Верхний Ларс» закрыто до особого распоряжения. Скопилась многокилометровая пробка из водителей, которые надеются, что в ближайшее время погранпереход будет открыт», - отмечает директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.

Так как КПП «Верхний Ларс» часто бывает закрыт из-за погодных условий и не справляется с объемами, часть грузопотоков компании вынуждены перенаправлять на погранпереходы между Азербайджаном и Дагестаном (МАПП «Яраг — Казмаляр» и МАПП «Тагиркент — Казмаляр»). Это увеличивает логистическое плечо в среднем на 1000 км и срок автодоставки из Турции на 1-2 суток. Пропускная способность МАПП «Яраг — Казмаляр» составляет 210 ТС в сутки. Чтобы избежать заторов, две временные полосы для большегрузов обустроили на соседнем «Тагиркент — Казмаляр», но с учетом темпов роста грузопотока пропускной способности обоих погранпереходов недостаточно.

По данным автотранспортной компании СПАК, по состоянию на 6 февраля, срок автодоставки из Турции увеличился до 30 суток. Стоимость перевозки к 4 кварталу 2022 года выросла с $4,9 тыс. до $9,8 тыс. 

По итогам прошлого года число поставок из Турции в Россию у ритейлеров и логистических компаний увеличилось в 1,5-3 раза год к году. Объем грузоперевозок «Снежной королевы» вырос на 35%, STS Logistics — на 50%, ПЭК — на 97%. Грузооборот компаний СПАК и Аривист увеличился на 150%, Pony Express  — на 250%, Eurasian Logistics Solutions — на 360%. Чаще всего услугами перевозчиков пользуются для доставки таких товаров, как одежда и обувь, оборудование и запчасти, товары народного потребления, автомобили и с/х техника. 

Какие меры помогут повысить пропускную способность 

По мнению экспертов, справиться с растущим грузопотоком из Турции поможет увеличение числа морских сервисов, контейнеров и контейнеровозов, а также сокращение времени оформления грузов в порту Новороссийск , на границе в Верхнем Ларсе.

«Необходимо динамически увеличивать количество морских сервисов и наращивать число контейнеровозов грузоподъемностью более 3500 TEU, - говорит коммерческий директор Pony Express Максим Маурин. Также, по мнению руководителя подразделения STS Logistics в Новороссийске Николая Меликяна, важно, чтобы транзитные грузы, следующие в Россию, турецкие порты обрабатывали в равнозначных с остальными условиями. «Сейчас приоритет отдается товарам турецкого производства, остальные простаивают в очереди», - говорит он.

Директор по логистике «Снежная королева» Алексей Ермаков считает, что потребуется в два раза увеличить число контейнеров на направлении и регламентировать вопрос их возврата.

А по мнению Юлии Вечерской, следует ускорить процесс оформления грузов в порту Новороссийск. «Сейчас, если весогабаритные характеристики изменились, компания ожидает скорректированного документа о принятии груза до двух дней. «Стоит ускорить этот процесс и доработать интеграцию данных между ЦЭД и Новороссийским портом», - полагает она.

По оценке Адиля Аквова для решения проблемы потребуется в три раза увеличить число po-po паромов, регулярно курсирующих между турецкими и российскими портами. Это позволит существенно нарастить долю товаров, которые доставляются из Республики оперативно — за 14 дней.

В свою очередь директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова считает, что для оптимизации логистики потребуется ускоренными темпами реконструировать автомобильные погранпереходы «Верхний Ларс» и «Яраг-Казмаляр. В этом году Минтранс запустил движение по 12 новым полосам на «Верхнем Ларсе», что повышает пропускную способность на 100-200 грузовых ТС. Пока, как показывает практика, этого недостаточно. Есть надежда, что разгрузить погранпереход поможет его реконструкция в 2023 году, так как пропускная способность увеличится до 2,5 тыс. ТС в сутки. Пропускную способность МАПП «Яраг-Казмаляр» планируют нарастить до 630 ТС в сутки, а число полос расширить до 10, но только к 2026 году.

Шесть из девяти компаний-участников обзора вслед за ростом грузопотока уже открыли собственные филиалы в Турции и планируют развивать сеть доставки. Тем не менее, российский бизнес сталкивается с нехваткой логистических операторов, которые могут доставить из Турции небольшие партии, весом от 1 до 100 кг. Поэтому важно нарастить число регулярных сервисов для доставки сборных грузов. Такие сервисы развивает СДЭК, а ПЭК и Pony Express запустили регулярные сборные грузоперевозки по этому направлению. В новом году ПЭК планирует создать единую маршрутную сеть доставки, которая объединит крупные города Турции с небольшими, население которых менее 100 тыс. человек.

Объем грузоперевозок российских ритейлеров и логистических компаний из Турции в 2022 году увеличился почти в пять раз год к году,  - сообщается в аналитическом обзоре мультисервисного…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Обувные фабрики в России закрываются одна за другой

В России обувная отрасль находится в острой кризисной ситуации. Целый ряд российских производителей обуви в текущем году заявили о прекращении своей…
13.12.2024 565

Как определить эффективность обувного бизнеса

Сегодня большинство предпринимателей считают и анализируют показатели эффективности своего бизнеса. Однако порядка 30% этого или не делают, или ничего не понимают в этом (но хотели бы разобраться в этом вопросе и начать работать с…
16.09.2024 3291

Мировое производство обуви сократилось на 1,5 млрд пар в 2023 году

По статистике World Footwear Yearbook 2024, ежегодного аналитического вестника Португальской ассоциации производителей обуви, в прошлом году мировое производство обуви сократилось на 6%, до 22,4 млрд пар. А мировой экспорт обуви сократился на…
05.08.2024 4635

Итоги круглого стола обувщиков с Минпромторгом РФ, ЦРПТ, НОБС и Wildberries

15 сентября в московском отеле Holiday Inn Sokolniki прошла стратегическая встреча представителей Минпромторга РФ, ЦРПТ, Национального обувного союза (НОБС) и крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. В заседании приняли участие и…
18.09.2023 7835

World Footwear Yearbook: Мировое производство обуви достигло 23,9 млрд пар и вернулось к уровню «до пандемии»

Португальская ассоциация производителей обуви APICCAPS опубликовала 13 издание международного статистического вестника World Footwear Yearbook за 2023 г., согласно которому в 2022 году производство и экспорт обуви во всем мире выросли на 7,6% и…
28.07.2023 10363
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу