В столичных торговых центрах наблюдается избыток свободных пространств: теперьв среднем в них пустуют 6% площадей, а в объектах, открывшихся за последние два года - вовсе 13%. В первую очередь из них съезжают арендаторы небольших помещений (до 100 кв. м), а также ритейлеры одежды и обуви, на которые приходится 61% всех закрывшихся магазинов. Как и в кризис 2008-2009 года, ТЦ, вышедшим на рынок в неблагоприятный период, требуется в два-три раза больше времени, чтобы привлечь свою аудиторию.
Разрыв показателей между ТЦ, открытыми в разные годы, объясняется тем, что к фундаментальным факторам прибавляются кризисные: финансовое положение ритейлеров, гибкость арендодателя и его тарифной политики, уточняет заместитель руководителя отдела исследований JLL в России и СНГ Олеся Дзюба. На заполняемость ТЦ влияет момент его вывода на рынок: в период глобального финансового кризиса 2008-2009 годов сложилась похожая ситуация. "Высокая доля свободных площадей в недавно открытых ТЦ логична: объемы ввода в последние годы были высокими, а макроэкономическая ситуация заметно ухудшилась. А те, что открылись более двух лет назад, уже раскручены и наработали целевую аудиторию, поэтому в них меньше свободных площадей",— рассуждает Олеся Дзюба. Кроме того, время "раскрутки" и заполняемости ТЦ, открывшихся в кризис, увеличивается в два-три раза по сравнению с ТЦ, вышедшими на рынок в более подходящее время,— до трех-четырех лет вместо одного-двух лет в благоприятный экономический период.
По оценке консалтинговой компании "Магазин магазинов", по итогам первого квартала в Москве пустовало 11% площадей, а к концу года этот показатель может вырасти до 14%. Доля пустующих или неработающих магазинов на момент открытия ТЦ, введенных в эксплуатацию с начала 2014 года составляет в среднем 50%, подсчитали в компании. Так, в Columbus пустовало 94% площадей, в ТЦ "Весна" — 8%, а в недавно открывшемся "Авиапарке" — 65%.
Ухудшение заполняемости новых объектов меняет предпочтения инвесторов, отмечает управляющий директор отдела рынков капитала CBRE Андрей Новиков. "Количество сделок сократилось. Если речь заходит о покупке, инвесторы рассматривают только действующие объекты со стабильным денежным потоком",— говорит он. Объем инвестиций в торговую недвижимость в Москве, по оценке Новикова, составил €200 млн за последние 16 месяцев.
Пожалуйста оцените статью |