Масштабы коррупции
Для начала сухие цифры из отчетов. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, согласно оценке организации Transparency International, находилась на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180 (чем выше уровень коррупции, тем больше порядковый номер). По данным Следственного комитета Генпрокуратуры РФ, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6,7 тыс. в 2007 году до 8 тыс. в 2008-м. По информации МВД, в прошлом году было зафиксировано 13 тыс. фактов взяточничества. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.) выросло на 13,5%, до 219. В 2009 году сотрудники МВД расследовали 53 преступления, связанные с захватами собственности, по 15 из них уголовные дела направлены в суд, пострадавшим возмещен ущерб на сумму 268 млн руб.
Если говорить о пострадавших обувщиках, то самым громким делом в конце 2008 года стала попытка рейдерского захвата казанской обувной фабрики «Спартак». Причем казанцы уж не в первый раз становятся объектом противоправных действий.
Весной 1999 года члены группировки Рифката Вахитова узнали о крупных задолженностях предприятия по налогам. Они сообщили руководившему тогда фабрикой Фариду Ахметзянову, что московская фирма «Инстал сервис» намерена приобрести у «Спартака» партию кирзовых сапог по заказу Центрального управления Минобороны РФ. Директор согласился на сделку, поскольку речь шла о сумме 4 млн руб., которые позволили бы предприятию покрыть долги. Рейдеры настояли на том, чтобы Ахметзянов открыл счет для получения денег в одном из московских банков, который также находился под их контролем. Затем члены группировки составили фиктивные банковские платежные поручения о переводе на этот счет предоплаты за сапоги в размере 2,3 млн руб. В ответ Ахметзянов передал рейдерам партию обуви. На самом деле деньги на счет ОАО так и не поступили.
Теневые источники доходов
Коррупция (от лат. сorrumpere – «растлевать») – использование своей власти для получения личной выгоды. Различается два вида коррупции – бытовая (врачи, преподаватели, сотрудники ГИБДД и судов берут взятки у всех простых смертных) и деловая (чиновники из судов, таможенных и налоговых служб берут взятки у предпринимателей).
При желании найти повод для несанкционированного законом изъятия денег легко. Только у таможенников пять основных источников теневых доходов. Предприниматели платят (не все и не всегда) за пропуск через границу запрещенных к перевозке товаров, за возврат конфискованных товаров, за занижение таможенных пошлин, просто за отсутствие необоснованных задержек груза, за отсрочку таможенных платежей.
Посильную лепту в рост коррупции вносят несовершенство законодательной базы, общая нестабильная политическая ситуация, политическое покровительство, ослабляющие механизмы контроля над коррупцией, а также низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
Опыт борьбы с коррупцией
Если исключить общие слова на тему «углубления, расширения и принятия мер», то в Национальной стратегии предлагается создать эффективную систему мониторинга коррупции (на уровне как принятия, так и исполнения законов), систему наказания проштрафившихся, систему минимизации вредных последствий коррупции, систему поощрения честных чиновников, чтобы и в моральном, и материальном плане им было невыгодно брать взятки, и в целом – систему взаимодействия между разными ветвями власти, между регионами, между властью и обществом.
В общем почти как в Дании, занимающей почетное 1-е место в списке стран с наименьшим уровнем коррупции. Топовые позиции в этом списке у Сингапура, Швеции, Израиля, Норвегии и Австралии. В Израиле почти полностью ликвидирована низовая коррупция – у чиновников большие социальные льготы, а наказание при обнаружении коррупции – безжалостное. До суда доходит не более 5%, тем не менее у человека, замешанного в коррупционном скандале, репутация портится очень сильно. Аналогичная ситуация в Ирландии.
Репрессивные меры при кажущейся эффективности вряд ли дадут желаемый результат – взяточников, если и убавится, то ненамного, а суммы взяток автоматически взлетят до небес как плата за повышенный риск. Во всяком случае, в Китае дело обстоит именно так
Кстати, до 1 октября 2010 года в президиуме Совета при Президенте РФ ждут предложений о создании в нашей стране института лоббизма (насколько он необходим, и если он нужен, то как его организовать). Так что обувные компании имеют прекрасную возможность консолидироваться, чтобы доносить до власти свои чаяния централизованно.
Предыстория
Как мы пришли к столь стремительному росту коррупции? Меняются ли суммы взяток? Как доходы от коррупции распределяются по разным ветвям власти? На основании данных Фонда ИНДЕМ и центра антикоррупционных исследований «Транспаренси Интернешнл», складывается следующая картина.
Если говорить о бытовой коррупции, то ключевых трендов два. С одной стороны, снижается спрос на коррупцию (все меньше россиян хотят давать взятки), с другой – коррупционное давление властей растет (чиновники хотят получать больше). То есть если раньше можно было спекулировать на том, что в коррупции виноваты как берущие, так и дающие, то теперь этот тезис просто противоречит фактам.
Так как желающих осчастливить чиновников все меньше – падает интенсивность коррупции (среднее число взяток в год, приходящихся на одного взяткодателя). Но при этом растет средний размер взяток.
Другая ситуация на рынке деловой коррупции. Уменьшилось на 20% значение только одного показателя – интенсивности коррупции. Зато размер средней взятки за пять лет, с 2001 по 2005 год, вырос больше чем в 13 раз. Почти в 9,5 раз увеличился объем коррупционного рынка. Понятно, что параллельно росли и цены, и доходы граждан, и доходы бюджета. Но цифры все равно впечатляют.
Средний размер взятки исследователи сопоставили со средней стоимостью квадратного метра новой квартиры. Оказалось, что в 2001 году на одну взятку можно было купить 30-метровую квартиру среднего качества, а спустя четыре года – квартиру площадью 300 кв. м. Рост почти в семь раз!
Дальше исследователи сравнили объем рынка деловой коррупции с доходами федерального бюджета. И здесь тоже есть над чем задуматься! Если в 2001 году доходы чиновников от деловой коррупции были на треть меньше доходов федерального бюджета, то в 2005-м превзошли их в 2,66 раза. Более свежие данные, к сожалению, недоступны.
Большая часть доходов от коррупции достается исполнительной власти. Дополнительный анализ показывает, что средний и крупный бизнес склонен занижать данные об оборотах своих предприятий и, соответственно, о размере взяток. Все это приводит к тому, что данные о коррупции заведомо не соответствуют действительности, и ее реальный уровень, возможно, в полтора раза выше.
Практика деловой коррупции в России (2001–2005)
Характеристика |
Период |
Динамика, % | |
2001
|
2005 | ||
Средний размер взятки ($ тыс.) |
10,20 |
135,80 |
1231,4 |
Среднегодовой взнос ($ тыс.) |
22,90 |
243,75 |
964,4 |
Объем рынка ($ млрд) |
33,50 |
316,00 |
843,3 |
Площадь квартиры, которую можно купить на одну среднюю взятку (кв. м) |
30 |
209 |
596,7 |
Отношение объема рынка деловой коррупции к доходам федерального бюджета |
0,66 |
2,66 |
303,0 |
Структура рынка деловой коррупции в России (2001–2005)
Характеристика |
Период |
Динамика, % | |
2001
|
2005 | ||
Средний размер взятки ($ тыс.) |
10,20 |
135,80 |
1231,4 |
Среднегодовой взнос ($ тыс.) |
22,90 |
243,75 |
964,4 |
Объем рынка ($ млрд) |
33,50 |
316,00 |
843,3 |
Площадь квартиры, которую можно купить на одну среднюю взятку (кв. м) |
30 |
209 |
596,7 |
Отношение объема рынка деловой коррупции к доходам федерального бюджета |
0,66 |
2,66 |
303,0 |
Для справки
В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3–7 раз превышает заработки в производственном секторе.
По данным Центробанка РФ, в 2007 году ввозная стоимость импортных товаров была занижена на $23,4 млрд.
C 2008 года антикоррупционную экспертизу в России прошли около 800 тыс. различных законов и проектов. В них выявлено почти 48 тыс. коррупционных фактов. За 2009 год комиссия по борьбе с коррупцией зафиксировали более 1,3 тыс. нарушений, 214 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, а материалы по 29 фактам направлены в правоохранительные органы. В 2010 году такие комиссии заработают в регионах.
Пожалуйста оцените статью |