Ретейлер на распутье: цена или качество?
Действия большинства отечественных предпринимателей в периоды кризисов достаточно однотипны. Как показывает практика, как и в 1998 и 2009 годах, сейчас потребители логистических услуг начинают обращать внимание прежде всего на их цену, совершенно забывая о качестве. Однако низкое качество услуг чревато значительными потерями для бизнеса.
Что будет с рынком логистики в условиях продолжающегося кризиса, спросите вы? Разумеется, его ждут серьезные изменения. С рынка исчезнут небольшие логистические структуры, которые работают в низком сегменте ценового образования услуг с низкой долей модернизации и малой производительностью труда. К ним присоединятся и те логистические компании, которые придерживались стратегии экспоненциального роста и захвата максимальной доли рынка. Размах менеджмента оказался не поддержан финансовыми возможностями акционеров, у которых в условиях спада просто-напросто закончились ресурсы для развития.
Снижение спроса на рынке логистических услуг произошло разнонаправленно. В премиальной логистике падение на вновь привлеченные услуги составило до 25-30%. С другой стороны, на 10-15% выросли складские запасы уже законтрактованных клиентов у этих же логистических операторов за счет падения покупательского спроса населения и внешних компаний-заказчиков. Соответственно, снизился трафик на переработку товаров по складским операциям.
В ординарной логистике, примерно, те же показатели снижения заказываемых логистических услуг. Но проблема в ординарной логистике, где низкий уровень автоматизации и квалификации, клиенты более подвержены изменениям рыночной конъюнктуры и более серьезному давлению на снижение цен на логистические услуги. Такая логистика совершается, преимущественно на складах класса «B», «C» и «D» с невысокими техническими параметрами и у клиента всегда есть набор аргументов, которые в кризис невозможно игнорировать, а соответственно, таким логистическим операторам приходится снижать цены дополнительно из-за боязни потери имеющихся клиентов и невозможности привлечения новых для замещения.
Ценовые войны
Изменение цен в ту или иную сторону происходит всегда и это, в первую очередь, зависит от самого клиента. Легко играть ценой, когда товар стоковый, количество задействованного персонала мало, так как товар не перемещается и не перерабатывается. Совсем другое дело снижение цен на услуги для активных транснациональных клиентов с их огромным оборотом, жесткой системой поставок в ключевые сети. В относительной величине показатель цены по ряду позиций может колебаться в премиальной логистике в диапазоне плюс-минус 10%. В ординарной логистике этот диапазон значительно выше и может составлять в пределах плюс-минус 20%. Так же большая разница девиации цены на логистические услуги в регионах, исключая Москву и частично Санкт-Петербург, где наблюдается значительный спад активности клиентов на складскую логистику.
Демпинг всегда представлял собой «антирыночную» стратегию, которая портила немало крови профессиональным логистическим операторам. Сейчас в бизнесе все достаточно прозрачно и можно вполне легко посчитать себестоимость операций и рентабельность бизнес-процессов. И если на рынке появляются компании, которые предлагают логистические услуга в два раза дешевле рынка, то это есть только два объяснения:
- компании разоряются и пытаются зацепиться за рынок любыми способами, включая низкие цены в убыток себе;
- когда на рынке, по разным причинам появилось значительное количество узко проходных стеллажей, что позволяет даже при низкой цене держаться чуть выше «нуля».
Однако, для сектора премиальной логистики, где высокая квалификация кадров и развиты технологии бизнес-процессов, с двух сторон: и со стороны логистического провайдера, и со стороны потребителя услуг — ценовой консенсус достигается быстрее.
В премиальном секторе логистики прогнозируется увеличение цен на основные операции. Казалось бы кризис и как такое может быть? Однако прежде всего потому что контракты, заключенные 3-4 года назад, работают до сих пор по тарифам тех годов. Во-вторых, за последние три года совокупная инфляция составила около 30%, к концу 2015 года добавиться еще 15-20%. В-третьих, рубль обесценился почти в два раза с 30 руб за доллар до почти 60 рублей. А как вы понимаете в логистических затратах доля ФЗП сотрудников составляет примерно 30-40%, что не может не давить на цену. Таким образом, следует ожидать коррекции на стоимость логистических услуг примерно на 15-20% к второй половине этого года.
Полный аут
Одним из способов оптимизации логистических процессов и расходов для компании оказался аутсорсинг. В непростых условиях кризисного рынка эта услуга оказалась очень востребованной.
По данным бизнес-аналитиков в 2015 году объем рынка аутсорсинга транспортно-логистических услуг превысит 800 млрд. рублей, при этом рост рынка составит около 20%. К такому выводу пришли аналитики компании City Express, крупного российского логистического оператора. По мнению экспертов, сравнительный анализ структуры изменений товарных портфелей на рынке логистики, а также анализ динамики изменений клиентского портфеля за 2007-2009 и 2013-2014 годы показывает, что в экономически нестабильные периоды наблюдается активная передача компаниями логистических услуг на аутсорсинг.
Согласно анализу рынка логистических услуг сейчас в России более 30% компаний отдают логистические операции на аутсорсинг. Считается, что главным драйвером роста этого рынка является бурный рост электронный коммерции и развитие интернет-магазинов. Как утверждают эксперты компании J'son & Partners Consulting, ближайшие три года продажи через интернет (в том числе и обуви) будут расти примерно на 20-25% в год.
С другой стороны, сложна экономическая ситуация в стране и сильная конкуренция вынуждает большинство ретейлеров к максимальной оптимизации издержек, что в свою очередь стимулирует рост рынка аутсорсинга логистических услуг. А так как продолжается рост интереса потребителей к товарам сегмента FMCG, и в первую очередь к обуви, в регионах, то производители и ретейлеры заинтересованы в качественном сервисе логистических компаний.
В текущей ситуации для сохранения и укрепления позиций бизнеса участники логистического рынка должны постоянно повышать собственную конкурентоспособность. Основные точки роста — это предложения отраслевых логистических решений, отвечающих максимальному требованию бизнеса клиентов, развитие автономности региональных транспортных путей.
Но наибольший потенциал развития имеет сегмент «фулфилмента» — аутсорсинг внутренней логистики и управления запасами, доля которого в России составляет порядка 12-14%. Реализация этого потенциала позволит вывести логистический бизнес России на принципиально новый уровень.
По мнению генерального директора компании «Оптима Логистикс» Георгия Властопуло главное сейчас это устоять перед внешними и внутренними негативными факторами и сохранить наработанное, и оставить возможность для развития бизнеса. «Аутсорсинг дает массу возможностей. Прежде всего, это снижение рисков, связанных с логистической и таможенной деятельностью, которая переходит на компанию, осуществляющую аутсорсинг. При этом, риски защищены не только понятийно, но и юридически. Происходит фокусирование
на основных компетенциях, высвобождение административного ресурса, позволяющего реализовывать второстепенные процессы компании и получать дополнительные конкурентные преимущества. Уменьшение капиталовложений в непрофильную область деятельности компании, и, как следствие, появление свободных денежных средств на повышение эффективности собственного бизнеса…»
Убегаем от проблем
За годы практики многие обувные ретейлеры отказались от формулировок «Трудности», переквалифицировав в задачи и тщательную детализацию в разрезе отрасли, товарных номенклатур и т.д. Если обладать знаниями и опытом, то любой товар требующий таможенную очистку, должен быть алгоритмичен и последователен. Если знать процесс, то его реализация проходит в максимально комфортных условиях для всех участников.
При оформлении обуви следует учитывать следующие особенности:
1. Вся обувь делится по принадлежности к торговым маркам «люкс» — наиболее известные бренды, «комфорт» — заявленные торговые марки, «непоименованные» — торговые марки которые не присутствуют в первых двух категориях. Для каждой категории существуют разные уровни таможенных рисков. Индекс таможенной стоимости для системы управления рисков формируется «за пару», но Таможенные органы контролирует и стоимость «за кг». Отдельные торговые марки попадают в Реестр Объектов Интеллектуальной Собственности, на данный товар требуется получать разрешение правообладателя данной торговой марки на территории РФ (если получатель не включён список официальных поставщиков торговой марки
2. Код ТН ВЭД. Важно правильно определить верный код, чтобы проверить те же самые риски и определится с таможенными платежами.
Для этого требуется получить подробное описание товара (особенно для специальной, защитной и спортивной обуви) в разрезе: наименование обуви (сапоги, ботинки, туфли т.д.); материал подошвы; материал верха; метод крепления подошвы и верха; высота верха (закрывает лодыжку, колено и т.д.); назначение (спортивная, рабочая и т.д); принадлежность (детская, мужская, женская); наличие доп. обработки (союзки, ремешки, перфорация, металлич. подносок и т.д.); длина стельки (в см); высота каблука и т.д.
«Отдельно отмечу, — поясняет Георгий Властопуло, — что существуют дополнительные условия по детской обуви (длина стельки до 24 см). Ей предоставляется преференция – 10% НДС (вместо 18% НДС), Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».
Кроме того, для проведения сертификации требуется подробное описание товаров, а для детской обуви и специальной обуви, которая является средствами индивидуальной защиты, еще и предоставление образцов для проведение экспертизы в лабораториях:
- ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности"
- ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
- ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
Ну и, наконец, досмотр. Данный процесс в обувной сфере тоже носит индивидуальный характер. В отличии от ряда других товарных групп, досмотр может проводится не только по каждому артикулу, но и по каждому размеру, цвету артикула. Подробно изучается все этикетки, состав материалов, маркировка коробок и т.д. Итого, как и в любом процессе, нужны опыт, знания, надежные партнеры. Обладая всем пакетом знаний и бумаг, вы можете быть уверенным в успехе мероприятия.
С бору по сосенке
В кризисных условиях импортеры пользуются еще одним достаточно распространенным способом — сборные грузы. Из-за скачков стоимости валют, объявленных санкций, колебаний потребительского спроса вкладываться в большие партии товара слишком авантюрно. В связи с этим большинство импортеров пользуются дроблением поставок и формированием складского запаса вне территории Российской Федерации. Что это дает?
«Мы можете расширять ассортиментную группу реализуемых товаров без привязки к конкретному производителю и стране отправления, — комментирует ситуацию Георгий Властопуло. — Вы можете ввозить пробные небольшие партии товаров. Кроме того, очень важно не иметь складской запас на территории РФ, соответственно, обеспечивать быструю оборачиваемость вложенных средств. Лучше всего на сегодняшний день и при сегодняшней ситуации — ввозить необходимое количество товара под существующие потребности…»
Кроме того, часть компаний постепенно переходит от прямой аренды к услугам ответственного хранения. Для небольших компаний, аренда излишних площадей склада и содержание складского персонала обходится очень дорого. И во время экономического спада многие собственники задумываются об оптимизации. Один из вариантов — это передача складской функции на аутсорсинг. Как видите, достаточно изучить все возможности и доступные варианты, чтобы неплохо сэкономить, что особенно важно в условиях кризиса. Однако, не стоит в погоне за низкой ценой жертвовать качеством логистических услуг, так как накладки с поставками и возможные проблемы с таможенной очисткой обойдутся вам гораздо дороже «экономии».
Пожалуйста оцените статью |