Система мониторинга качества продукции
11.03.2015 9926

Система мониторинга качества продукции

Государственная программа по поддержке российского производителя набирает обороты: в конце года Минпромторг объявил о создании Системы Роскачества, призванной стать первой и единственной в стране государственной системой сертификации качества товаров и услуг. Главная цель проекта – поддержка отечественного производителя. Впрочем, организаторы заявляют, что отметить свою продукцию отличительным знаком смогут не только российские, но и зарубежные производители, мечтающие донести до потребителя информацию о качестве своего товара.

Но, безусловно, в первую очередь, затея рассчитана на российского производителя. По словам создателей, целью проекта является повышение общего качества продукции на прилавках, продвижение на внутренний и внешние рынки российских товаров, повышение доверия потребителей к российской продукции. Система после ее создания начнет проводить независимые исследования различных категорий товаров, по итогам которых лучшим продуктам и услугам в каждой категории будет присвоен единый общероссийский «Знак качества». «82% россиян уверены в необходимости создания единой государственной системы мониторинга и подтверждения качества продукции», - со ссылкой на исследования ВЦИОМ заявил Антон Буланов, член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества, выступая на 8-м ежегодном форуме индустрии моды “Fashion retail&distribution”

Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) станет первой и единственная национальной системой мониторинга, сравнительных испытаний и подтверждения качества товаров и услуг. Роскачество делает упор на веерные исследования, т.е. контрольную закупку максимально возможного количества образцов продуктов одной категории в рознице, при полном отказе от получения продукции непосредственно на предприятиях. Пронумерованные и обезличенные образцы отправляются на исследование в независимые лаборатории, аккредитованные при Роскачестве, где оценивается их безопасность, действительность информации о продукте, указанной производителем, соответствие данной продукции требованиям техрегламентов и ГОСТов. Результаты веерных исследований публикуются в открытом доступе, в первую очередь на сайте Роскачества, а также распространяются через СМИ. Кроме того, по итогам таких экспертиз будет присуждаться российский Знак качества, дизайн которого был принят в рамках открытого конкурса, проведенного Министерством промышленности и торговли РФ в конце 2013 года. Новый отличительный знак удивительным образом похож на тот, что украшал баночки со сгущенным молоком и плавленые сырки в советском прошлом – пятиугольник с заключенной в него литерой «К». По мнению учредителей Роскачества (а среди них – Министерство промышленности и торговли РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Российский союз кожевников и обувщиков, Ассоциация компаний розничной торговли и др.), новая инициатива будет поддержана потребителями, которых будут активно привлекать к выбору «достойных». В 2015 году намечено исследование около 30 различных категорий товаров. В дальнейшем к выбору перспективных категорий для тестирования планируется привлекать как экспертов, так и общественность. От года к году количество проверяемых категорий товаров будет расти. Всю информацию будут публиковать на сайте Роскачества. Получил ли продукт на самом деле знак, можно будет проверить там же, не отходя от полки магазина сфотографировав штрих-код одобренного товара или QR-код.

«Сегодня в России существует множество негосударственных организаций и премий, занимающихся присуждением тех или иных знаков, призванных свидетельствовать о качестве продукции, ими маркированной, вроде "Бренд года", "100 лучших товаров" и так далее. Однако, по данным ВЦИОМ, уровень доверия к ним потребителей невысок: 63% россиян не доверяют негосударственным знакам качества и всевозможным премиям, которыми «награждаются» на возмездной основе якобы лучшие товары, - сообщил Антон Буланов. – «Бренд года» - это, по сути, маркетинговый инструмент: фактически производитель инвестирует в некий значок, предполагая, что потребитель будет выбирать его товар с большей охотой. Ни та, ни другая деятельность не решают задачу, которая возложена на Роскачество - повысить качество российских товаров и увеличить лояльность покупателей к отечественной продукции, в т.ч. путем предоставления открытой информации, проведения честных независимых исследований, предъявления высоких требований к профессионализму и компетентности своих сотрудников. Международный опыт внедрения подобных государственных систем доказывает, что это возможно».

Учредители Роскачества уверены, что им удастся заинтересовать потребителей и производителей в новом проекте. Создатели системы обещают, что информация о расходах на проверки, на оплату услуг лабораторий и на активное рекламное продвижение знака качества будет полностью открытой.

Бюджет на 2015 года пока не тувержден, но по примерным оценкам учредителей, в текущем году будет потрачено около 22,5–37,5 млн рублей, так как стоимость одной проверки составляет в среднем, около 1 млн рублей. В долгосрочных планах у «Роскачества» стоит возможная задача частичного сокращения бюджетных расходов на содержание системы. В пример разработчики приводят национальные системы оценки качества в США, Германии, которые большую часть финансирования получают за счет получения роялти от использования знака производителями, а также за счет продажи информационных продуктов — подписки на соответствующий журнал или на интернет-портал с исследованиями и обзорами по качеству товаров.

Компетенции Роскачества

• Проведение регулярных независимых веерных исследований качества товаров и услуг, представленных на российском рынке. Товары для тестирования закупаются в рознице, результаты тестов публично представляются на ресурсах Роскачества и в СМИ

• Выработка требований к продукции, определяющих повышенное качество и уровень локализации

• Присуждение Российского знака качества продукции с повышенным качеством, по итогам добровольной сертификации

• Издательская, публицистическая, просветительская деятельность:

- Ведение информационного портала

- Издание национального журнала

- Издание ежегодного Национального отчёта по вопросам качества

- Другие формы деятельности (семинары, конференции и т.д.)

Принципы работы Российской системы качества

- Независимость. На данном этапе работа Роскачества финансируется государством. Роскачество не продает тесты, рекламу, у организации не может быть спонсоров или кобрендинговых партнеров.

- Открытость. Система открыта для любого российского производителя продукции, входящей в область деятельности Роскачества

- Публичность. Значимые документы системы, а также критерии оценки (требования) продукции принимаются по итогам открытого обсуждения с участием представителей ведущих научных организаций, сообществ потребителей, производителей продукции, иных экспертных организаций.

- Компетентность. Роскачество подчеркивает и культивирует профессионализм сотрудников, предъявляет высокие требования к профессионализму подрядчиков (лабораторий и т.д.)

- Патриотизм. Роскачество приветствует импортозамещение, которое является следствием не административных или таможенных барьеров перед зарубежной продукцией, а результатом повышения качества.

Мировой тренд

Во многих странах Европы подобные Роскачеству организации успешно функционируют не один десяток лет. Создатели проекта не скрывают, что учитывали международный опыт при разработке функционала и механизмов работы своего проекта. Например, в германии с 1964 года функционирует Немецкогий институт мониторинга качества Stiftung Warentest, уровень доверия к которому у населения очень высок. Долгое время организация финансировалась правительством страны, но со временем стал выпускать журнал с информацией о качестве товаров. Сегодня на него подписаны 680 тыс. немецких домохозяйств, деньги за подписку составляют 85% годового бюджета института, а правительство дает только 15%. При этом годовой бюджет Stiftung Warentest составляет €54 млн, и в год этот институт проводит порядка 200 проверок товаров и услуг в разных категориях.

Удастся ли Роскачеству повторить успех немецких коллег – покажет время. Пока бизнесмены относятся к новому проекту сдержанно. Пройдет время прежде чем потребитель начнет лояльно и доверительно относится к новой системе контроля качества товаров.

Государственная программа по поддержке российского производителя набирает обороты: в конце года Минпромторг объявил о создании Системы Роскачества, призванной стать первой и единственной в стране…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как определить эффективность обувного бизнеса

Сегодня большинство предпринимателей считают и анализируют показатели эффективности своего бизнеса. Однако порядка 30% этого или не делают, или ничего не понимают в этом (но хотели бы разобраться в этом вопросе и начать работать с…
16.09.2024 3238

Мировое производство обуви сократилось на 1,5 млрд пар в 2023 году

По статистике World Footwear Yearbook 2024, ежегодного аналитического вестника Португальской ассоциации производителей обуви, в прошлом году мировое производство обуви сократилось на 6%, до 22,4 млрд пар. А мировой экспорт обуви сократился на…
05.08.2024 4600

Итоги круглого стола обувщиков с Минпромторгом РФ, ЦРПТ, НОБС и Wildberries

15 сентября в московском отеле Holiday Inn Sokolniki прошла стратегическая встреча представителей Минпромторга РФ, ЦРПТ, Национального обувного союза (НОБС) и крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. В заседании приняли участие и…
18.09.2023 7815

World Footwear Yearbook: Мировое производство обуви достигло 23,9 млрд пар и вернулось к уровню «до пандемии»

Португальская ассоциация производителей обуви APICCAPS опубликовала 13 издание международного статистического вестника World Footwear Yearbook за 2023 г., согласно которому в 2022 году производство и экспорт обуви во всем мире выросли на 7,6% и…
28.07.2023 10331

Как увеличить продажи магазина обуви вдвое?

Последние два года настолько щедры на непредвиденные события, что невольно задумаешься: «А надо ли вообще планировать?» И все же, планировать надо. План продаж — это ориентир для вашего бизнеса. Поэтому эксперт SR Мария Герасименко дает…
11.07.2023 8306
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу